История возникновения источника "Никола-ключ" | | Печать | |
12.03.2012 22:53 |
Приузольская деревенька Белоглазово
Над ключами еще в стародавние времена была срублена часовенка, в которой справлялись когда-то в Иоанно-Купальские дни богослужения, а 24 июня и 23 сентября сюда из соседнего села Богомолова приносилась крестным ходом почитавшаяся в народе чудотворной икона Иоанна Предтечи.
Делалось это по давним традициям, но без особого разрешения духовных губернских властей, а потому священник Спасской церкви Городца Григорий Васильев 20 марта 1798 года в извещал нижегородского епископа Павла, что «в состоящей близ села Богомолова какой-то на ключе часовне приезжающие люди через богомоловских священников отпевают молебны, а в пристроенном к ней амбарчике купаются»2. На это незамедлительно пришла резолюция: «…Дабы не подать повода к неудовольствию народному, и поелику в сей часовне отправляется молебствие через правильных священников, то оставить ее до тех пор, пока сама сгниет, вновь же построить воспретить. Ежели же что происходит непристойное и оскорбляющее благонравие при сей часовне, то за сим должны следить : господа капитаны-исправники, коим округи вверены»3. Припись адресовалась уже полиции Балахны, в административном управлении которой тогда был Городецкий край. Проведенное спешно следствие показало, что чудотворная икона Иоанна Предтечи явилась людям на ключах у деревни Белоглазово в 1710-х годах, и именно по этой причине еще «во времена царствования Петра Великого выстроена с купальницею часовня, как об этом видно было из надписи на церкве, хранящейся в одной часовне». Какого-либо «криминала» в совершении на белоглазовских ключах народных молебнах не оказалось, хотя духовных властей и смущали проводимые в ночь на 24 июня на ключах народные купания, более похожие на языческие Купальнические вечера. О подобных празднествах еще в1бЗб году с тревогой писали нижегородские попы во главе с Иваном Нероновым в Москву: «Да на праздник же Государь, Ивана Предтечи по селам и по деревням кладут огни по полям, и играют и через те огни скачут жонки и девки, и тако творят от Рожества Ивана Предтечи и до Петрова дни». Именно так, кострами, встречали ночь на Ивана-Купалу спустя век и белоглазовцы... Несмотря на пронесшиеся над Городецкой землей столетия и сегодня бьют у деревеньки из-под земли родники, стоит над ними часовенка, из которой чистая прохладная вода стекает во врытый прямо в землю бревенной сруб купальни, затем во второй, третий.... Неся людям надежду на очищение не только тела, но и души. Итак, проведение белоглазовских купальных обрядов насчитывает века. Деревенька же при ключах возникла куда как позже... Весной 1622 года крестьянин деревни Филипповой Максим, прозванный за бесцветные глаза Белоглазовым, распахал близ ключей 3 осьмины пашни. Причем обрабатывал он поле «наездом», а потому выкопал здесь для временного отдыха землянку, а рядом поставил бревенной амбар. Место в официальных описях Городецких земель стало именоваться займищем Максимки Белоглазова. Его мы и должны считать первооснователем деревни, а 1622 год - датой ее основания. Перед пахотой землю, как обычно при подсечном хозяйствовании, пришлось очищать от деревьев и кустарников, которые после подсушки сжигались вместе с вывороченными корневищами прямо на месте для удобрения почвы. Через два года земля истощилась, но Максим Белоглазов за это время сумел очистить и опалить второе такое же поле, а затем и третье, чтобы через б лет вернугься на восстановившее самостоятельно свой гумус первое поле. С тех пор поля менялись уже ежегодно. В официальных описях уже значилось: «Займище Максима Белоглазова, царевнина крестьянина, пашет наездом, в поле 3 осьмины, а в дву потому ж» 6. Поименование Максима Белоглазова «царевниным крестьянином» содержит весьма ценную историческую уточняющую информацию. Дело все в том, что в 1602 году в семье царя Бориса Федоровича Годунова должно было произойти важное событие-свадьба царевны Ксении с братом датского короля Христиана IV Иоанном (Иоганном-Гегамонтом). В качестве свадебного дара дочери Борис Годунов и отписал ей из государственных земель Городецкую волость. Местные крестьяне стали принадлежать выдающейся женщине русского средневековья. В 1627 году возле землянки Максима Белоглазова поставили свои избы еще два выселившихся из деревни Филипповой крестьяне: Алешка Якимов с сыном Власком и Патрекейко Родионов. Продолжал пахать свое поле наездом и сын здешнего первопоселенца Ворошилко Белоглазов (прозвище отца стало фамилией для этого крестьянского рода). С 1627 года изменился и статус поселения на ключах. Оно стало зваться уже починком, а в описях сообщалось: «Починок, что было займищо Максимка Белоглазова на речке на Пустой, а в ней... 2 двора крестьянских, а людей в них 3 человека, да наездник один человек. Пашни паханые, худые земли четь с полуосминою в поле, а в дву потому ж»1. Как можно понять из документа, Максима Белоглазова в 1627 году уже не было в живых, но его прозвище стало официальным названием селения. В середине XVII столетия возле первых двух дворов были поставлены еще пять жилых дворов, в том числе бобыля Зиновейка Июдина, занимавшегося рубкой и продажей строевого и поделочного леса. Теперь селение именовалось уже деревней 8. В 1666 году селение именовалось весьма своеобразно, вобрав в себя как бы всю предшествующую историю: «Деревня, что был Починок - займище Максима Белоглазова на речке на Пустой» 9 в деревне насчитывалось тогда 7 жилых дворов. В них проживало 23 мужчины. Количество же пахотной земли оставалось практически прежним - «четь с полуосьминой в поле, а в дву потому ж». Специальных сенных пожен - покосов белоглазовцы вообще не имели, прикашивая скотине сено по берегам заросшей кустарником речки Пустой. Именно это - отсутствие резерва пахотной земли и покосов - не позволяло деревне хозяйственно развиваться вширь, а потому и спустя почти двести лет, в 1859 году в удельной деревеньке Белоглазово оставалось по-прежнему 7 дворов, в которых проживали 21 мужчина и 16 женщин, всего 37 душ обоего пола10. Именитым же среди всей округи Белоглазово оставалось чистыми родниками да веселыми празднествами с жжением костров в ночь на Ивана-Купалу. Н.Ф.Филатов "Городец на Волге" 2005 г.
|
Обновлено 09.04.2012 00:15 |