Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  35
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  512
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  695
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  966
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1008
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
День Любви - поездка в село Троицкое
Паломническая поездка в село Троицкое, Воскресенского района
03.07.2016 |  867
14 июня 2016 года группа паломников прихода храма в честь... ЧИТАТЬ ...
История создания церкви Преображения Господня | Печать |
10.03.2012 21:12

Село Иконниково

Церковь Преображения Господня с.ИконниковоИзначальная история села Иконникова, когда-то стоявшего на оживленных путях из Городца в Заузолье, теряется в глубине веков. Связана она с совершенно не изученной ее страницей - вре­менем, когда здесь жили племена угро-финнов (народ чудь). Подтверждением этому служит на­звание местной речки Чюдь.

В XVI столетии это было крупное село с цер­ковью в честь Рождества Пресвятой Богороди­цы. Основателями селения были бортники - со­биратели меда диких пчел. На деревьях рамен- ных (окраинных) красных (сосново-листвечных) боров бортники подвешивали выдолблен­ные изнутри колоды с крышкой и отверстием - леткой. В течение года бортники имели возмож­ность два-три раза откачивать мед и продавать его на местных торгах окрестным жителям. Мед шел, прежде всего, на приготовление традици­онного русского хмельного напитка - сытенного меда. Необходимый для этого хмель выращи­вали древние городчане.

 

Путешественник Павел Иовий в 1525 году о бортничестве в России писал: «Вся страна изоби­лует плодовитыми пчелами, которыя кладут от­личный мед не в искусственных крестьянских ульях, но в древесных дуплах. В дремучих лесах и рощах ветви деревьев часто бывают усеяны роя­ми пчел, которых вовсе не нужно собирать звука­ми рожка. В дуплах нередко находят множество больших сотов стараго меду, оставленнаго пче­лами, и так как поселяне не успевают осмотреть каждое дерево, то весьма часто встречаются они чрезвычайной толщины, наполненные медом. Веселый и остроумный посол Дмитрий расска­зывал нам для смеху, как один крестьянин соседственнаго с ним селения, опустившись в дупло огромного дерева, увяз в меду по самое гор­ло. Тщетно ожидая помощи в уединенном лесу, он в продолжении двух дней питался одним медом и наконец удивительным образом выведен был из сего отчаянного положения медведем, который, подобно людям, будучи лаком до меду, спустился задними лапами в то же дупло. Поселянин схва­тил его руками... и закричал так громко, что испу­ганный медведь поспешно выскочил из дупла и вытащил его вместе с собою».

С XV века Городецкая земля принадлежала Московскому великокняжескому дому, а потому бортники брали у казны на оброк отдельные участки леса (ухожья), помечая их окраинные крупные деревья личными врубками (знамена­ми), чтобы каждый знал, что он вступает на ох­раняемую законом частновладельческую терри­торию, где любая деятельность пришлых людей запрещена, а за порчу дерева с бортью винова­тый был обязан платить немалый штраф. Древ­ние документы сохранили изображения «зна­мен» городецко-приузольских бортников.

По истечении года бортники платили казне оброк: пуд-полтора меда (вес зависел от разме­ров ухожья) и куницу (или шкурку иного ценно­го зверя). Изначально бортники действительно поставляли в качестве оброк мед и меха, но уже на рубеже XVI-XVII столетий предпочитали вы­плачивать оброк деньгами.

Бортничество в Городецком крае просуще­ствовало вплоть до конца XVII века, а кое-где и дольше. Лишь бурное хозяйственное освоение районов лесного Заволжья нарушило покой чут­ких на человеческое присутствие пчел, которые либо гибли, либо отлетали целыми роями по­дальше вглубь лесов.

В середине XVI столетия Приузолье пере­жило тяжелые времена. В 1557 году разразился голод, ибо еще летом «за Волгою во всех местех весь хлеб мороз побил, и множество народа изомроша», а последовавшая вслед за этим зима «была студена, великие морозы во всю зиму и не един день с оттепелием не бывал, и снеги при­шли паче меры» 2.

Вскоре край охватили Черемисские войны. После падения в 1552 году Казанского ханства восстали подведомственные ему марийцы (че­ремисы). Их предводитель Мамич-Берды запро­сил поддержку у ногайского князя Юсупа, по­славшего за Волгу с отрядом воинов своего сына Али-Акрама (брата последней казанской цари­цы Сююн-бике). Он был провозглашен черемис­ским царем, а столицей - укрепленный Чалымский городок. Но грабежи пришлых мирного населения привели марийцев к восстанию, в хо­де которого ногайцы оказались перебиты, а их предводителю - царю - отрубили всенародно голову.

Черемисская война охватила обширную территорию Поволжья. Были сожжены многие села и деревни Городецкого края. В состоявшей­ся в 1559-1561 годах переписи населения За­волжья фиксировалось: «в Узольской же волос­ти пустоши и селища, что были деревни и по­чинки, запустели и лесом поросли от Казанские войны...» 3.

Потеряв стабильный источник поступлений денег и меда из Нижегородского Заволжья, пра­вительство Ивана IV стало активно искать выход из создавшегося положения, призывая в запус­тевшие селения вольных «охочих» людей «на льготу» - с правом не платить подати сначала в течение 5, а затем 10 лет, чтобы новопоселенцы сумели за это время срубить себе избы, распа­хать поле и завести скотину.

Запустевшее было бортное селище на реке Чудь (Чюдь) вновь возродилось. Окрестные жители всем миром срубили в 1570-х годах в нем клетский храм в честь Рождества Богороди­цы, стали величать селище уже погостом (адми­нистративно-духовным центром обширной ок­руги). При возрождении храма здесь, видимо, поселились иконописцы, да так и остались жить навсегда, своим искусством удовлетворяя по­требности всей сельской округи. Погост стал зваться Иконниковым.

 

Церковь Преображения Господня с.Иконниково
 

 

В 1591 году на погосте жил поп Иван Иванов, дьячок, пономарь и проскурница, а также в двух дворах - крестьяне. Попу Ивану выделялось на прожиток 7 десятин пахотной земли, а осталь­ным клирикам - лишь по десятине «в поле, а в дву потому ж».

Разразившаяся в начале XVII «Смута» новой волной разрушений прокатилась по Приузолью, особенно в 1615 году, когда остатки разбитого под Васильевой слободой крупного отряда по­ляков и казаков пограбили многие селения За­волжья, но обошли стороной и Иконниково. Вы­полненный в 1616 году «Дозор» зафиксировал: «Погост Иконниково на речке Чюди, а в нем цер­ковь Рождество пресвятыя Богородицы, древяна, клецки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола - строение мирское»4.

На погосте тогда стояло уже 5 дворов цер­ковного причта (в том числе двух попов), 4 ке­льи нищих, пришедших сюда из разоренных казаками окрестных деревень, чтобы питаться «у церкви Божии» (нищенствовать), и 4 кресть­янские усадьбы с таким же числом мужчин.

Приблизительно такое же число жителей ос­тавалось в Иконникове и век спустя (лишь попов стало 3 двора). Но приход с окрестными дерев­нями (Гурьевой, Шишулиной, Караихой и др.) составлял 214 крестьянских дворов и почитался весьма состоятельным. Поэтому в 1722 году при­хожане с разрешения епископа Питирима не только поновили сам древний храм, но и утварь, объяснив это тем, что «церковь построена из­древле и мы, богомольцы твои, без твоего архи­пастырского благословения и без указу на пре­столе и на жертвеннике одеяние переменить не смеем» 5.

 

Церковь Преображения Господня с.Иконников

 

  

Пройдут еще многие десятилетия. На самом погосте останутся жить в основном священно­служители и всего лишь несколько крестьян­ских семей (в 1779 году их будет четыре).

К концу XVIII века старая деревянная цер­ковь окончательно обветшала, и всем миром бы­ло решено выстроить вместо нее каменный храм. Правда, сбор средств, закупка кирпича, а затем и строительство заняли почти десятиле­тие. Тем не менее, в 1811 году, незадолго до рус­ско-французской войны 1812 года, трехпрестольный, с новым посвящением в честь Преобра­жения Господня каменный храм был возведен6.

Он представлял собой традиционный для Нижегородского края храм типа «корабль» - со строго осевым расположением объемов алтаря, молельного зала, трапезной и шатровой коло­кольни над главным западным входом, хотя и с явными элементами архитектуры предшествую­щего XVIII столетия (с вспарушенным сводом молельного зала, в который врезаны по сторо­нам света круглые окна - люкарны).

Как и прежде, Иконниково именовалось по­гостом, хотя в середине XIX века возле храма стояло всего 8 дворов, в которых насчитывалось 19 мужчин и 21 женщина (всего 40 человек).

Еще меньше жителей (всего 26 человек) на погосте Иконникове останется в первые годы советской власти. Тогда Иконниково все чаще станет именоваться в официальных актах про­сто селом Смольковской волости Городецкого уезда.

Н.Ф.Филатов "Городец на Волге" 2005 г. 

Обновлено 09.05.2012 23:20