Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Приглашаем всех на праздничный концерт!

23.10.2018 |  71
Приглашаем всех на праздничный концерт! Дорогие земляки! Уважаемые братья и сестры! ... ЧИТАТЬ ...
Третий этап проекта «Да воссияют купола!»
Да воссияют купола
23.10.2018 |  95
Вот уже и октябрь в самом разгаре, а это... ЧИТАТЬ ...
Приглашаем всех на установку креста на купол храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость"!

02.09.2018 |  299
Уважаемые земляки, дорогие братья и сестры! Во вторник, 4 сентября, состоится... ЧИТАТЬ ...
Второй этап проекта "Да воссияют купола!" близится к завершению
Храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость"
01.09.2018 |  229
Уже меньше недели осталось до конца лета, и с началом... ЧИТАТЬ ...
СЛОВО В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
СЛОВО В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
11.03.2018 |  726
  Все святые отцы Церкви особо писали о любви, милосердии и... ЧИТАТЬ ...
Благодатный огонь - сошествие | Печать |
14.04.2012 18:48
    Благодатный огонь  ИЕРУСАЛИМ, 14 апреля. Самолет с Благодатным огнем, сошедшим сегодня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, вылетел в Москву. На его борту находится делегация Фонда Андрея Первозванного (ФАП), которая уже многие годы привозит частицу пламени для пасхального богослужения в Храм Христа Спасителя. ИТАР-ТАСС 19:24
       Патриарх Иерусалимский Феофил III вошел в Кувуклию - часовню над каменной плитой Гроба Господня, где покоилось тело Христа после Крестной смерти в Страстную пятницу до его воскресения. Именно в этом месте, священном для всех христиан, сегодня в Великую субботу накануне Пасхи явился Благодатный огонь.

Иерусалимский патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике - чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают - и наступает напряженная тишина в ожидании схождения Благодатного огня. В народе существует предание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а люди в храме погибнут. Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Бога даровать Благодатный огонь.

Некоторое время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.

Вскоре в Кувуклии появляется Благодатный огонь, о чем радостными возгласами свидетельствуют стоящие рядом с ней верующие, выходит патриарх Иерусалимский и передает огонь (от свечи к свече) собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают свои свечи - и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой.

Большинство держат в руках по несколько свечей, каждая из которых подобна факелу, - так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем. Людей охватывает эйфория - и многие умываются Благодатным огнем. Примечательно, что первое время огонь этот обладает удивительным свойством - он не обжигает.

Чудо или нет?

Благодатный огоньБлагодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр. Огонь возгорается ежегодно именно в канун православной Пасхи, по молитвам именно православного духовенства (патриарха Иерусалимского) и тысяч паломников в храме Гроба Господня.

Мусульмане также признают божественную сущность огня, природа которого до сих пор не объяснена наукой. Они присутствуют в иерусалимском храме Гроба Господня вместе с христианами и уносят частицы Благодатного огня домой.

В то же время, в обществе не утихают споры о том, является ли схождение Благодатного огня ежегодным чудом или просто традиционным пасхальным религиозным обрядом Иерусалимской церкви. Так, мощнейшую волну публикаций на эту тему в преддверии Пасхи 2008 года вызвал тот факт, что патриарх Иерусалимский Феофил III в беседе с российскими журналистами о схождении Благодатного огня говорил об этом явлении как о церемонии и не произнес слова "чудо".

По словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, физическая природа этого явления, "возможно, нуждается в дополнительном исследовании", и некоторые ученые в наши дни эту природу исследуют и приходят к "очень интересным выводам", свидетельствующим о том, что явление это "необычное, чудесное".

Первый зампредседателя Учебного комитета Русской православной церкви, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов и председатель Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда считают, что схождение огня в храме Гроба Господня ежегодно напоминает о чуде Воскресения Христова, и верующие вольны воспринимать его как знак или как чудо.

"Сошествие Благодатного огня в Иерусалиме, в главном храме всего христианского мира, в том месте, где произошло чудо Воскресения Господа нашего Иисуса Христа - это образ, который восходит к первообразу. Это экстраординарное, сверхъестественное или близкое к сверхъестественному событие, которое имеет значение не само по себе, а как напоминание того, что Господь воскрес, и преодолеваются законы природы", - сказал настоятель университетского храма на онлайн-конференции в РИА Новости в преддверии Пасхи.

Он назвал доброй установившуюся в последние годы традицию принесения Благодатного огня в храмы России.

"Чудо, в отличие от научных выводов, не обладает насильственным характером. Человек всегда волен принимать что-то как действия Бога, либо не принимать. Для меня как раз существующие сомнения в том, что там происходит в храме Гроба Господня, и есть еще одно подтверждение подлинности чуда, потому что чудо всегда свободно. Ты всегда свободно принимаешь это или не принимаешь", - отметил глава Информотдела РПЦ Владимир Легойда.


Реальность.

Благодатный огонь не жжет    На протяжении двух тысяч лет христиане, встречающие свой величайший праздник - Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, становятся свидетелями Чуда схождения Благодатного Огня.

    Храм Гроба Господня - это архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия Иисуса Христа, ротонду - архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия (слово "кувуклия" означает "царская опочивальня") - часовня, находящаяся непосредственно над пещерой, где было погребено тело Иисуса, Кафоликон - кафедральным храм Иерусалимского патриарха, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Святой равноапостольной Елены, несколько приделов - маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т.п.

Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне православного праздника светлого Воскресения Христова, в Великую субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий.

Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр.

Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах.
В наше время сошествие Благодатного Огня происходит в Великую cубботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада, наполненная маслом, но без огня. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют три группы участников. Прежде всего - патриарх Иерусалимской Православной Церкви или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. Третья группа обязательных участников - местные православные арабы.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем, верхом друг на друге врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного Огня, обращенные ко Христу, Божией Матери и Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.

Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного Огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними отроки, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.

Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению. Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают - снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, что могло бы зажечь огонь.

Hезадолго до патриарха подризничий (помощник ризничего - заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи - по числу лет земной жизни Спасителя. Только после этого патриарх заходит в Кувуклию и коленопреклоненно молится. В это время в храме выключается свет и наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.

По свидетельствам очевидцев, после захода патриарха в Кувуклию сначала изредка, а затем все сильнее и сильнее все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма - от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе Храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света. В это же время двери пещеры открываются и выходит православный патриарх, который благословляет собравшихся. Он раздает Благодатный Огонь, который, по словам очевидцев, совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен.

Позднее от Благодатного Огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами Огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру. С недавнего времени непосредственные участники событий стали привозить Благодатный Огонь и в Россию.

С точки зрения православия, Благодатный Огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: "Я есмь с вами во все дни до скончания века". Считается, что год, когда Небесный Огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста. Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: "Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена".

Чудо схождения Благодатного Огня доступно каждому. Его могут увидеть не только туристы и паломники - оно происходит перед лицом всего мира и регулярно транслируется по российскому телевидению и по интернету, на сайте Иерусалимского православного патриархата.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Обновлено 14.04.2012 22:01