Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  35
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  511
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  695
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  965
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1008
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
День Любви - поездка в село Троицкое
Паломническая поездка в село Троицкое, Воскресенского района
03.07.2016 |  867
14 июня 2016 года группа паломников прихода храма в честь... ЧИТАТЬ ...
Раскол | Печать |
21.03.2012 22:31

РасколВ поисках заработка городчане исколесили поволжские города, добирались аж до Сибири. По летам получали "отпускной билет" и ходили на чужбине "по крышам" (крыли крыши), "на камни", т.е. возводили каменные мельницы, дома, церкви в Ярославле, Костроме, Угличе...

За лето каменщик-отходник зарабатывал от 30 до 70 рублей, иногда же возвращался пешком из-за неимения денег, если подрядчик оказывался пройдохой... У нас горько шутили: "Народ у нас ремеслом набалован - отхожим промыслом".

В конце XVII начале XVIII веков Городец становится значительным торгово-ремесленным посадом, где на средства зажиточных и посадских людей в верхней части Городца деревянные церкви перестраиваются в каменные.

Для городчанина, как для любого русского человека, церковь всегда была домом Божиим, без которого он не мыслил своей жизни...

Как же так получилось, что на Нижнем посаде не было ни одного храма Божиего до 1752г.?!!

 

Хотя по рассказам старейших жителей Коротайки известно, что их деды находили различные древние вещи каменные топоры, плиты, человеческие останки и отсюда видно, что люди здесь поселились давно. Интересны записи в "Городецкой писцовой книге" (1680-1684 г.г.), откуда узнаем: монастырь Федоровский разорен был при Батые и возобновлен не был. Вместо него в XV веке существовала в Городце на другом месте Ионина пустынь, попавшая под запрещение патриарха, и поэтому "впусте многие годы", в 1691 г. превращена в приходскую церковь (где ныне находится средняя школа №5)..

Челобитные городчан патриарху Адриану и императору Петру I (1700-1701 г.г.) о разрешении возобновить Федоровский монастырь указывают именно на эту часовню, "где прежде сего, в давние годы бывает всенародное богомоление".

Когда Федоровский монастырь был отстроен на земле крестьян д. Кирилихи (где сейчас центральная больница), решено было перенести иконы с соседнего пустыря, что вызвало у городчан пререкание, о чем видно из особого указания из Петербурга, на основании которого было положено начало отдельной от монастыря старообрядческой городецкой часовни.

На месте Иониной пустыни была построена деревянная часовня по разрешению Екатерины II лишь в 1780 г. считавшаяся у старообрядцев преемницей Древнего Федоровского монастыря, который, по их мнению, был не на том месте, где был возобновлен в 1700 г., а там, где их часовня.

Проследим историю "раскола"... В середине XVII века на Руси произошел церковный раскол, причиной чему были церковные реформы, проводимые патриархом Никоном. Началась реформа с исправления богослужебных книг, что повлекло за собой введение новых обрядов.

 

 
В 1656 г. по инициативе Никона был созван собор
 

 

Патриарх созвал собор в 1656 г. русских архиереев, который еще раз утвердил новоисправленный обряд, приравнявший двуперстие к церкви несторианской и армянской и проклявший крестящихся двумя перстами. Жители Городца, бывая в Юрьевце по торговым делам, слышали речи Аввакума в защиту старой веры и стали его сторонниками, а глядя на них остались при старой вере их родственники, друзья, знакомые. Верующие разделились на старообрядцев "древлеправославных" и новообрядцев "никониан".

При Тишайшем царе Алексее они не подвергались преследованиям, но были осуждены их вожаки. Аввакум был в ссылке, а сожжен он был уже его сыном Федором Алексеевичем. При царевне Софье все раскольники без разбора объявлялись "ворами" и подлежали казни, ссылке, битию. Основные гонения на старообрядцев начались при Петре I, так как они стали крупной помехой его реформам по образцам Западной Европы.

Были сильные гонения на раскольников при епископе Питириме. Опираясь на царский указ от 1707 г., по которому ему, Питириму, было велено "в Балахонском и в Юрьевском уездах обращать и в соединение ко святой церкви приводить разкольников". В 1715 г. он сообщает царю: " С 1707 г. по 1714 г. духовнова и мирскова чину обоих полов обратилось и в соединение ко святой церкви пришло больше 2000 человек."

Видя бесперспективность проводимой им политики в отношении старообрядцев, в 1716 г. Петр I дозволил им открыто жить в городах и поселениях, встав на особый учет, и платить при этом двойной налог, штраф за ношение бороды и за исправление духовных треб, но тот, кто уклонялся от регистрации, т.е. "незаписные" староверы, излавливались и ссылались как враги церкви и государства. Из тех, кто обладал средствами для платежей, образовался Поморский толк. В Городце сложилось два направления в старообрядчестве: беспоповство, у которых крещение и поклонение стали совершать простые миряне, избираемые обществом для совершения таинств, и поповцы приглашали к себе беглых никонианских попов.

Во второй половине XVIII века стали отменяться указы, притеснявшие староверов. Царица Елизавета разрешила иметь староверам свое кладбище на месте Иониной пустыни. С разрешения Екатерины II была здесь построена деревянная часовня во имя праздника Пресвятыя Богородицы честнаго и славного ее Успения. Часовня постепенно сделалась руководящим центром для старообрядцев всего Заволжья. Более двухсот лет старообрядчество пребывало в гонениях, то ослабевающих, то вновь усиливающихся. Только в 1905 г. по манифесту Николая II, "древлеправославное" христианство было уравнено в правах с московским патриаршим православием. Городецкая старообрядческая часовня занимала 3,5 десятины земли, арендуемой у Спасской церкви.

 

 
Городецкая старообрядческая часовня
Городецкая старообрядческая часовня  
 

 

Обновлено 21.03.2012 22:59