Плотники—корабелы | | Печать | |
26.03.2012 22:27 |
— Опять городецкий купец пожаловал! Ишь, как легко идет расшива! А резьба — то на бортах, словно твой иконостас!» — так рассказывает одна бывалыпина. Паруса и флаги судов украшались живописью на сюжеты водной мифологии. Борта расшивы расписывались глухой городецкой резьбой и росписью! По ним и корме делались разные надписи, даты, фамилии хозяина судна, или мудрые изречения, например, «Бог — моя надежда!». Еще в XVII—XVIII веках как Нижний Новгород, Балахна, Катунки, так и Городец, сделались центрами судостроения. Возникновение судостроения в Балахнинском уезде относится к 1722 году, когда Петр Первый во время своего второго посещения Нижнего Новгорода учредил у села Черного верфь для постройки тогдашнего типа судов, названных «расшивами». Городецкие плотники славились своим искусством настолько, что Петр Первый вызывал их на постройку военных кораблей в село Преображенское.
По распоряжению графа В. Орлова, городецкие крепостные плотники-корабелы отправлялись на работу в его сибирские вотчины. С давних времен городецкие плотники строили коноводки, лодки, струги, расшивы. Особенно красиво и искусно делались здесь расшивы, борта которых украшались самобытной городецкой резьбой. Расшива — это деревянное плоскоходное судно, самое быстроходное и красивое волжское судно. Нос и корма имели хорошую обтекаемость. Расшивы ходили на высоко поднятых парусах и имели мачту высотой до 30 метров, основание мачты составлялось из пяти дерев. Меньшая по размерам, чем баржа, она отличалась такой мелкой осадкой, что легко продвигалась и по мелководью. Расшива являлась и наиболее украшенным резьбой и скульптурами волжским судном. Перевозимые грузы хранились в трюме, а не боящиеся дождя — на палубе. Расшивы были заменены баржами при появлении на Волге буксирных пароходов в 50-х годах XIX века. Строительство крупнейших волжских судов (расшив, барж) сосредоточивалось в районе Нижнего Новгорода, на протяжении от Пучежа до устьев Клязьмы, где суда строились почти в каждой прибрежной деревне. Особенно выделялись здесь такие деревни и села, как Городец, Балахна, Юг, Копосово, Никольский Погост, Кубинцево, Черная, Сологузово, Смарино, Третьяково, Пестово, Бурцево, Починок, Василёво, Пучеж, Сокольское, Юрьевец, а ниже Нижнего Новгорода — Бармино, Разнежье, Исады, Работки, Моховые горы и др. Значение перечня этих пунктов станет ясным, если учесть, что эти центры волжского судостроения до настоящего времени сохранили большое количество лучших образцов судовой резьбы на крестьянских домах. Искусство городецких плотников-корабелов ярко обнаруживалось на строительстве барж и белян, которые также расписывались резьбой и расцвечивались красками. Увлекательно рассказывал старожил Городца Алексей Алексеевич Курочкин о том, как он, находясь однажды в Казани, видел в музее галеру «Тверь», построенную волжскими плотниками-корабелами. — «Судно было отделано Городецкой резьбой и росписью», — говорил А. А. Курочкин. На галере «Тверь» царица Екатерина Вторая в 1767 году совершила путешествие по Волге до Казани, посетила Городец и Городецкий Федоровский мужской монастырь, в котором умер Александр Невский.
Расшива под парусами. 1894 г. К началу XIX века Городец становится одним из важных центров деревянного судостроения. Только за одну лишь зиму 1844 года в Городце было построено 163 судна. Красиво отделанные искусной рукой резчика, прочные и легкие на ходу, городецкие расшивы (баржи) пользовались известностью по всей Волге, не имели себе равных. Кажущаяся легкость, ажурность не мешала брать расшивам по 20-30 тысяч пудов груза. Рост судостроения в Городце объясняется экономическими условиями. Вот как об этом писал П. И. Мельников (Андрей Печерский): ...«В многочисленных кузницах (числом более сорока) ковали без умолку, на берегу Волги огромные запасы хлеба ссыпались в амбары; на самой Волге, скованной зимним холодом, деятельно строили баржи, на которых весною свезенные в Городец, запасы хлеба понесутся в города верховые».'). Алексей Алексеевич Курочкин — крестьянин. В юности был плотником из деревни Салагузово. История развития судостроения в Городце сохранила фамилии знаменитых мастеров-корабелов, жителей деревень: Салагузово, Пестово, Смиркино, Шеляухово — Ивана Котова, Григория Курочкина и др., которые работали быстро, чисто, красиво и точно, А. А. Курочкин, помнит, как в зимнюю стужу днем и ночью скрипели по заснеженным дорогам полозья дровней с подсанками, длинные обозы, порой в несколько десятков лошадей, везли бортевой лес длиною в 12-18 метров, который вывозился из дальних мест. В Городце были хорошие условия для затона. По берегам длинного залива, которым Волга врезалась в левый берег у Городца (сейчас здесь находится канал гидроузла), у каждого хозяина имелась своя или арендованная небольшая курная изба, так называемая, «Зимовка», с парой слесарных тисков, где выполняли ремонт транспортного флота. А. А. Курочкин вспоминает, что городецкие плотники-корабелы работали артелями по 15-20 человек. Они заключали с хозяином судостроительной верфи договоры на зимние месяцы, а на лето бригады возвращались в родные деревни, занимались сельским хозяйством. Каждая бригада обычно состояла из плотников-корабелов, которые строили корпус и корму. Вторую группу плотников составляли «якуши», люди, которые отделывали каюты. Конечно, в состав строителей судов входили столяры, изготовлявшие рамы, столы, шкафчики и др. MsoBodyText |
Обновлено 26.03.2012 23:08 |