Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Благоустройство ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост
храм в честь иконы Божией матери
28.10.2017 |  133
5 октября местные добровольцы в очередной раз оказали посильную помощь... ЧИТАТЬ ...
Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  95
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  635
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  814
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  1063
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1116
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
Епископ Городецкий Неофит (1878-1937 гг.) | Печать |
24.03.2012 23:37

Епископ Городецкий Неофит(Коробов)С 18 ноября 1917 г. в России было восстановлено Патриаршество и Городец стал центром благочинного округа во главе с епископом. 8 мая 1927 г. во епископа Городецкого был хиротонисан архим. Неофит (Коробов), вскоре прибывший в Городец.

Епископ Неофит (в миру Николай Алексеевич Коробов) родился 15 января 1878 года в селе Новоселове Борисоглебского уезда Ярославской губернии в купеческой семье. Отца звали Алексей Михеевич (он был владельцем двух магазинов в Санкт-Петербурге), маму - Анна Егоровна. Крестили младенца Николая на следующий день после рождения, восприемниками были крестьянин деревни Дорково - Егор Иванович Матвеев и девица села Новоселки-Зюзиной - Дарья Михеева. Таинство крещения совершал священник Феодор Царевский с причетником Александром Надеинским. По одним сведениям мальчик получил домашнее образование, по другим - обучался в народной земской школе. Он хорошо пел, был  грамотным, писал красивым аккуратным почерком.

Когда семья Коробовых перебралась в Петербург, точно неизвестно. Сохранилось  только семейное предание о том, что в ранней юности Николай отправился на Валаам  и решил остаться в монастыре. Но по молодости лет его тогда не приняли, поступить  в Валаамский монастырь он смог только в декабре 1902г. в возрасте 24-х лет и был определен  на послушание в свиту Финляндского Архиерейского Дома. В послушники монастыря  Николай Коробов был зачислен 23 февраля 1906 г.

 

В монастыре в 1906 году после окончания миссионерско-богословских курсов он постригается в монашество и вскоре рукоположен во иеродиакона, а в 1910 году - во иеромонаха. В 1911 году иеромонах Неофит становиться экономом Финляндского архиерейского дома. С 1919 года он назначается настоятелем Борисо-Глебского монастыря. С 1922 года иеромонах Неофит зачислен в братство Покровского Угличского монастыря. Весной 1927 года он хиротонисан во епископа Городецкого, викария Нижегородского.

Городецкое викариатство просуществовало чуть более года. Будучи основанным 25 апреля 1927г., в день назначения епископа Неофита, оно перестало существовать 1 августа 1928 г., т.е. упразднилось после третьего ареста владыки в том же году.

За недолгое время управления Городецким благочинием еп. Неофит рукоположил нескольких священников, в т. ч. Николая Державина (мученически погибшего в 1937 г). 

Архиерей поддерживал семьи репрессированных за веру (после ареста в дек. 1928 г. свящ. Николай передал еп. Неофиту список содержавшихся в нижегородской тюрьме священнослужителей и мирян).

Епископ Городецкий Неофит(Коробов)Приезд епископа для верующих всегда был большим праздником. Нового епископа Неофита встретили с большой теплотой и радушием. Вскоре о нем заговорила вся округа. Во время богослужения он пел так, что на глазах у верующих навертывались слезы и становились они чище, богаче, подчас забывая о своих бедах и невзгодах. Умные глаза у епископа светились добротой и великой любовью к людям.

Владыка был нищелюбцем и после каждой службы, выходя из храма, раздавал милостыню. Будучи ревнителем церковного благочестия, он и паству свою призывал к исполнению церковных правил.

Времена были трудные, и многих Неофит поддерживал не только добрым словом, но и оказывал им небольшую материальную помощь. Епископ Неофит был монахом Спасо-Преображенского монастыря, основанного Преподобными и Благоносными старцами Сергием и Германом Валаамскими в конце XIII века на одном из островов Ладожского озера. Это место было самое почитаемое на Руси, так как отшельники там появились еще до принятия христианства на Руси. Здесь монахи выращивали диковинные южные овощи и фрукты. Неслучайно епископ Неофит так любил природу и землю, считая их живыми существами. Принятие монашеского сана открыло ему дорогу в высшую духовную иерархию.

Будучи епископом Городецкого благочинного округа Неофит решал не простые вопросы того времени. Он заставил священников привести в полный порядок описи церковного имущества и ризниц после изъятия части церковного имущества во время голода в Поволжье в 1922 г. Следует сказать, что изъятие церковных ценностей в Городце проходило довольно мирно в присутствии любопытствующих обывателей. Иное дело в Балахне, где верующие собирались огромными толпами и мешали властям изымать из храмов церковные ценности. Дело доходило до рукоприкладства. Так, по воспоминанию чоновца - конного вестового Феоктиста Степановича Молькова, городецкий ЧОН был направлен в командировку в Балахну на помощь местному ЧОНу для восстановления порядка среди верующих, которых якобы подстрекал на беспорядки эсер, сбежавший из Кронштадта.

С грустью глядел епископ Неофит в будущее. Он часто вспоминал послание Патриарха Тихона от 1 февраля 1918г., бичевавшего гонителей и разрушителей Церкви:

"... Властию, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, "анафемствуем" вас, если только вы носите еще имена христианские, и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной".

Епископ Городецкий верил в духовные способности русского народа. Когда он был монахом, у него родилась идея об обществе равных людей, равных не только перед Господом Богом, но и перед мирскими властями. Многое он ждал от большевистской революции. Но мечты его разбились о настоящую действительность, о чем свидетельствует его речь при рукоположении Николая Державина во диаконы в Спасской церкви в 1927 г. После рукоположения епископ сказал прихожанам, что это новый добровольный мученик, который за Вас паству свою, за Святую церковь должен оставить все, что до этого любил, даже жену будет любить меньше, чем прежде. Он должен оставить ее, когда долг призовет его идти на служение Святой церкви. Его пророческие слова в отношении священника Спасской церкви сбылись. Отца Николая Державина дважды арестовывали и расстреляли в 1937 г.

Епископ Неофит (второй справа) 

1 авг. 1929 г. еп. Неофит был переведен на Ветлужское викарство Нижегородской епархии.

 Во время гонений 1930 года власти решили снять с собора Флора и Лавра колокола. Эти колокола были украшением города, ветлужцы почитали их своей святыней. Один был весом в пятьсот шестьдесят пудов с очень мелодичным звоном, слышным за двадцать пять верст. Со страшным гулом и стоном падал он вниз, под своей тяжестью уйдя в землю. Как живое существо, били и терзали безбожники колокол, пока не разбили его на мелкие части.

Разорителями были приезжие, а из своих - городские пьяницы Николай Галанкин и Анатолий Морозов. Господь не замедлил явить над ними Свой суд. Николай Галанкин вскоре по несчастному случаю убился насмерть, а Морозова разбил паралич, и он неподвижно пролежал сорок лет.

Видя происходящее, томилось и стенало сердце архипастыря. Но он знал, что любое слово протеста приведет к аресту, а колокола все равно снимут. Но не о колоколах поставил его печься Господь, а о душах живых. Конец все равно будет мученическим, а сейчас надо смириться и ждать. Но в народе поднялся - в первый раз - ропот на архипастыря: почему не защитил достояние народа. И тогда епископ вышел на амвон и сказал:

- Дорогие братья и сестры, я не хозяин над имуществом храма, теперь здесь хозяева власти, они захотели - они и сняли, меня не спросили. Я скоро умру, а вы еще будете жить, и вы сами увидите, какая наступит страшная жизнь.

Вскоре безбожники закрыли Троицкую церковь, а затем и собор. Но не пришли еще сроки уничтожения Ветлужской церкви. Один из благочестивых ветлужских прихожан поехал к начальству в Москву и добился разрешения на открытие собора. За это время кое-где стекла в храме побили, и хотя внутри было нетронуто, но уже потянуло духом запустения и смерти.

В собор вошел его настоятель о. Александр Зарницын. Он упал на колени и заплакал. За ним вошел протодиакон Иоанн Воздвиженский и опустился на колени рядом. Люди, сколько их было в храме, заплакали. Епископ Неофит, видя такую любовь народа к храму Божию, прослезился сам.

На все престольные праздники епископ Неофит ездил по сельским приходам. С ним ездили певчие - девушки шестнадцати-восемнадцати лет. Однажды он поднялся на паперть и говорит, указывая на них: "Девки старые - все девки старые, все замуж повыходят". И на кого показал, те вышли впоследствии замуж. Анастасия Алексеевна Смирнова работала в больнице и вступила в профсоюз. Кругом все говорили, что профсоюзников еще больше будут мучить на Страшном Суде, чем колхозников. Сердце ее сжималось от тоски - какому верующему хочется погибнуть. Пришла она в Екатерининский храм, стоит, плачет горько. Подходит ней игумен Дорофей, спрашивает:

- Что ты, Настасьюшка? Она рассказала.

- Ну, так что же, - ответил он, - сегодня ты здесь, а завтра нет тебя.

После этих слов она из больницы ушла. Через некоторое время пошла она на службу. Служил владыка Неофит. До этого она к нему никогда не подходила и дома у него не бывала. Впереди народ стоит; Анастасия позади. И вдруг после всенощной владыка через всю толпу говорит:

- Настя, Настя, зачем из больницы-то ушла, как жить-то будешь? Народ раздвинулся, пропустил ее, она подошла к епископу и говорит:

- Преосвященный владыко, а как Господь благословит.

Вскоре она вернулась на работу в больницу. Близилось время страданий. На преподобного Серафима Саровского 19 июля/1 августа епископ Неофит стоял среди певчих на клиросе. И как отец детям перед разлукой, вдруг сказал:

- Ну вот, родные мои, я скоро умру. Вы за меня здесь помолитесь, а я за вас там помолюсь.

- Что вы это, преосвященнейший владыко, помирать собираетесь, - стали возражать певчие, зная, что никогда владыка ничем серьезным не болел.

- Да, да, - повторил епископ, - я скоро умру.

Епископ Неофит (в центре)А 6 августа 1937 года владыка Неофит был арестован. Вместе с ним арестовали всех священников Ветлужской округи. Епископа содержали отдельно от собранного вместе духовенства. Он отказался отвечать на вопросы следователя, обвинил НКВД в арестах невиновных и предъявлении надуманных обвинений, за что был заключен в карцер. Следствие продолжалось весь август и сентябрь.

Владыку обвинили в том, что он проводил активную контрреволюционную подрывную работу, направленную на свержение советской власти и реставрацию капитализма в СССР. В том, что им была "создана церковно-фашистская, диверсионно-террористическая, шпионско-повстанческая организация... с общим числом свыше 60 участников", что он будто бы "руководил подготовкой терактов, сбором шпионских сведений, поджогами колхозов, уничтожением колхозного поголовья. Передал шпионские сведения митрополиту Сергию Страгородскому для передачи разведывательным органам одного из иностранных государств".

 На основании этих обвинений 14 ноября 1937 года тройка УНКВД приговорила епископа Неофита к расстрелу. Могила владыки находится на тюремном кладбище рядом со старообрядческой церковью.

 

Источник: Нижегородские епархиальные ведомости (Нижний Новгород) №009 19-05-2009 г.

Климова Л.А. Дорога к храму. — Городец, 2000 г.

Обновлено 25.03.2012 00:00