История создания Феодоровского монастыря | | Печать | |
09.03.2012 02:23 |
Во время монголо-татарского разорения Городца 1238 и 1239 годов обитель была выжжена, но после ухода захватчиков восстановлена. Доказтельством тому служит факт кончины в стенах Феодоровского монастыря 14 ноября 1263 года в великого полководца Древней Руси Александра Невского. Но в 1408 году монастырь вместе с городом был вновь дважды разрушен ордами Эдигея, так что с XV века более не возобновлялся. Правда, монастырская территория не занималась и не распахивалась, а в народе продолжала жить память о древней Городецкой святыне. В коннце XVII века на месте монастыря «в поле, от валу на росчищенье», располагалось лишь старое кладбище, в центре которого был «поставлен столп, а в том столпе образ Пресвятая Богородицы Феодоровская и от того столпа на все четыре стороны отмерено земли по 7 сажен для того, чтоб старого кладбища тое земли им, крестьяном, впредь не пахать...». Это самое древнее описание места Федоровского монастыря после разорения Городца Эдигеем. В относительно мирных условиях жизни Нижегородского Поволжья XVII века Городец возрождается как крупный торгово-промышленный посад с 523 жилыми дворами и населением в 1680-x годах более чем 2300 человек. В Городце тогда возводятся каменные парные храмы (соборы) Троицкий и Никольский, а также каменная церковь Параскевы-Пятницы в Слободе. Инициаторами каменного храмового строительства в Городце, перешедшем после восстания стрельцов в Москве 1682 года во владение наставника молодого Петра I, боярина Т.Н. Стрешнева, были священники-братья Троице-Никольского собора Максим и Павел Петровы, Алексей и Василий Ивановы. Но Городец по-прежнему оставался селом когда-то основанного городчанами более молодого уездного города Балахны. Местные жители напрямую связывали восстановление статуса Городца как города с возможным возрождением славившегося еще в древности своими «святынями» Федоровского монастыря, где в 1263 году скончался великий русский полководец Александр Ярославич Невский. Можно полагать, что перенесение в новопостроенную столицу Санкт-Петербург праха полководца, чей ратный подвиг был связан с Невой, и возросший интерес к личности Невского послужили веским доводом к возобновлению в Городце связанного с его именем монастыря. Для доказательства значимости Городецких мест в исторических судьбах России, и был написан на основе древних храмовых записей «Китежский летописец». Он был создан в 1698 или 1699 году, ибо в 1700 году по челобитью Троицко-Никольского причта Петр I разрешает возобновить в Городце Федоровский монастырь, а год спустя - под горой, на которой возвышался собор, его клир в знак признательности возводит в честь Петра I шатровую Петропавловскую часовню с помещением в ней образов Спаса Нерукотворного и Феодоровской Божьей матери. Со временем, в годы гонений старообрядцев епископом Питиримом, «Китежский летописец» становится их постоянным чтением, особенно во время бдений у озера Светлояр. Монастырь возобновили в первые годы XVIII века, а уже 22 июня 1708 года его строитель, иеромонах Михаил получил разрешение вместо деревянной возвести каменный собор с приделом в честь Александра Невского, который и был вскоре отстроен. Архитектура соборного здания отличалась строгой простотой: четверик основного объема в верху завершался широким профилированным фризом и закомарной стенкой с пятью кокошниками с каждой стороны. Над четырехскатной кровлей возвышались пять глухих барабанов со стройными «в перетяжку» главками. Лишь окна и порталы сохраняли сложные профильные обрамления с «петушиными гребнями», свидетельствуя о прочных художественных традициях, идущих от минувшего столетия.
В первой половине XVIII века Городец неоднократно выгорает, поэтому к 1765 году Федоровский монастырь перестраивается. В соборе устанавливается «императорское место», поскольку в 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II «на освящении храма соизволила иметь высочайшее присутствие». В XIX веке монастырь сыграл особую роль в деле просвещения городчан и жителей округи. При монастыре в 1867 году было открыто училище, активную поддержку которому оказывал купец второй гильдии Илья Кондратьевич Лазутин. Именно по его инициативе училище стало именоваться Александро-Невским. Спустя два года, в 1869 году, при монастыре было создано Александро-Невское братство, три котором в 1872 году было открыто единственное в Городце начальное женское училище. Главной целью Братства было распространение «духовно нравственного просвещения и противодействия инакомыслящим в посягательстве на право православной церкви». Как и в предшествующие времена, обитель оставалась одним из центров по борьбе со старообрядчеством, продолжавшим, несмотря на все старания иноков, владеть умами городчан.
![]() ![]() В 1872 году произошла закладка нового собора по проекту Л.В. Даля. Храм был освящён в 1882 году, а его приделы (первый — во имя преподобных Антония и Феодосия Печёрских; второй — во имя трёх святителей, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова) в 1883 году. Постройка собора не обошлась и без помощи жителей Городца, особенно крупные суммы внесли Т.А. Плеханов и купец I гильдии И.А. Ноздринский. Собор Александра Невского и расположенный рядом соборный храм в честь иконы Феодоровской Божьей Матери, между которыми было небольшое кладбище, занимали в комплексе центральное положение В целом новая церковь гармонично вписалась в ансамбль Феодоровской обители, заметно обогатив её образ. При этом она сохранила монастырский дух и соответствовала представлению о том, каким должен быть храм-памятник, посвящённый Александру Невскому. К великому сожалению, ни одна постройка академика Л.В. Даля не дошла до наших дней, все они были разрушены в советское время. Но в связи с возрождением Городецкого Феодоровского монастыря и образованием Городецкой епархии всё явственней видим обретение одной из его построек. Это тем более важно, что духовная значимость этого храма как для русского народа в целом, так и для городчан по-прежнему велика. В начале XX века в Феодоровском монастыре в штате был архимандрит (Феодосий), 14 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 4 монаха и 13 послушников. Монастырю были приписаны два подворья: в Нижнем Новгороде и в Царском Селе. В 1927 году монастырь был закрыт. До наших дней из монастырских строений уцелели лишь 2 корпуса келий. span style= |
Обновлено 07.05.2012 16:01 |