Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  35
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  511
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  695
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  965
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1008
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
День Любви - поездка в село Троицкое
Паломническая поездка в село Троицкое, Воскресенского района
03.07.2016 |  867
14 июня 2016 года группа паломников прихода храма в честь... ЧИТАТЬ ...
История создания Феодоровского монастыря | Печать |
09.03.2012 02:23

Федоровский монастырь Монастырь был основан одновременно с Городцом в 1152 году. «Китежский летописец», описывая закладку города, сообщает, что люди просили князя внести в него образ Федровской Божьей матери, но икону не удалось сдвинуть с места, и потому на том месте, за чертой крепостных валов, близ въезда в город и был основан Федоровский монастырь.

 

Во время монголо-татарского разорения Городца 1238 и 1239 годов обитель была выжжена, но после ухода захватчиков восстановлена. Доказтельством тому служит факт кончины в стенах Феодоровского монастыря 14 ноября 1263 года в великого полководца Древней Руси Александра Невского. Но в 1408 году монастырь вместе с городом был вновь дважды разрушен ордами Эдигея, так что с XV века более не возобновлялся.

        Правда, монастырская территория не зани­малась и не распахивалась, а в народе продолжала жить память о древней Городецкой святыне. В коннце XVII века на месте монастыря «в поле, от валу на росчищенье», располагалось лишь старое кладбище, в центре которого был «поставлен столп, а в том столпе образ Пресвятая Богородицы Феодоровская и от того столпа на все четыре стороны отмерено земли по 7 сажен для того, чтоб старого кладбища тое земли им, крестьяном, впредь не пахать...». Это самое древнее описание места Федоровского монастыря после разорения Городца Эдигеем.

В относительно мирных условиях жизни Нижегородского Поволжья XVII века Городец возрождается как крупный торгово-промышленный посад с 523 жилыми дворами и населением в 1680-x годах более чем 2300 человек. В Городце тогда возводятся каменные парные храмы (соборы) Троицкий и Никольский, а также каменная церковь Параскевы-Пятницы в Слободе. Иници­аторами каменного храмового строительства в Городце, перешедшем после восстания стрель­цов в Москве 1682 года во владение наставника молодого Петра I, боярина Т.Н. Стрешнева, были священники-братья Троице-Никольского собора Максим и Павел Петровы, Алексей и Василий Ивановы.

Но Городец по-прежнему оставался селом когда-то основанного городчанами более моло­дого уездного города Балахны. Местные жители напрямую связывали восстановление статуса Городца как города с возможным возрождением славившегося еще в древности своими «святы­нями» Федоровского монастыря, где в 1263 году скончался великий русский полководец Алек­сандр Ярославич Невский.

Можно полагать, что перенесение в новопостроенную столицу Санкт-Петербург праха пол­ководца, чей ратный подвиг был связан с Невой, и возросший интерес к личности Невского по­служили веским доводом к возобновлению в Го­родце связанного с его именем монастыря.

Для доказательства значимости Городецких мест в исторических судьбах России, и был на­писан на основе древних храмовых записей «Китежский летописец». Он был создан в 1698 или 1699 году, ибо в 1700 году по челобитью Троицко-Никольского причта Петр I разрешает возобновить в Городце Федоровский монастырь, а год спустя - под горой, на которой возвышался собор, его клир в знак признательности возво­дит в честь Петра I шатровую Петропавловскую часовню с помещением в ней образов Спаса Не­рукотворного и Феодоровской Божьей матери. Со временем, в годы гонений старообрядцев епископом Питиримом, «Китежский летописец» становится их постоянным чтением, особенно во время бдений у озера Светлояр.

Монастырь возобновили в первые годы XVIII века, а уже 22 июня 1708 года его строи­тель, иеромонах Михаил получил разрешение вместо деревянной возвести каменный собор с приделом в честь Александра Невского, который и был вскоре отстроен.

Архитектура соборного здания отличалась строгой простотой: четверик основного объема в верху завершался широким профилирован­ным фризом и закомарной стенкой с пятью ко­кошниками с каждой стороны. Над четырех­скатной кровлей возвышались пять глухих бара­банов со стройными «в перетяжку» главками. Лишь окна и порталы сохраняли сложные про­фильные обрамления с «петушиными гребня­ми», свидетельствуя о прочных художественных традициях, идущих от минувшего столетия.

Колокольня Федоровского монастыряБолее монументальной, хотя и столь же строгая в решении, была кирпичная колокольня с одним рядом слухов шатра над ярусом звона. Первоначально главы Федоровского собора покрывала поливная черепица, но во время бури 1727 года кровля была повреждена настолько, что ее навсегда заменили на чешуйчатую железную. В 1764 году существование Федоровского настыря вновь оказалось под угрозой. Согласно «Духовным штатам» российские монастыри делились на три класса по количеству иноков и, так как как в монастыре было менее 12 иноков, он должен был быть упразднен. Жители Городца стали ходатайствовать перед нижегородским епископом Феофаном о сохранении обители. Прошение городчан было удовлетворено.

В первой половине XVIII века Городец неоднократно выгорает, поэтому к 1765 году Федоровский монастырь перестраивается. В соборе устанавливается «императорское место», поскольку в 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II «на освящении храма соизволила иметь высочайшее присутствие».

В XIX веке монастырь сыграл особую роль в деле просвещения городчан и жителей округи. При монастыре в 1867 году было открыто училище, активную поддержку которому оказывал купец второй гильдии Илья Кондратьевич Лазу­тин. Именно по его инициативе училище стало именоваться Александро-Невским.

Спустя два года, в 1869 году, при монастыре было создано Александро-Невское братство, три котором в 1872 году было открыто единст­венное в Городце начальное женское училище. Главной целью Братства было распространение «духовно нравственного просвещения и противодействия инакомыслящим в посягательстве на право православной церкви». Как и в предше­ствующие времена, обитель оставалась одним из центров по борьбе со старообрядчеством, продолжавшим, несмотря на все старания ино­ков, владеть умами городчан.

      К моменту строительства собора
 Александра Невского, обитель стремительно развивалась: были открыты благотворительные заведения, такие как больничный покой и аптека, монастырь был возведён в штатный второклассный общежительный, а на должность настоятеля назначили опытного и энергичного человека — иеромонаха Феодосия. С его появлением в монастыре началось активное строительство, которое и было начато храмом Александра Невского.

      Новый собор Александра Невского был построен на месте обветшавшего одноимённого храма (освящённого в 1798 году), выполненного в духе классицизма. К 1870-м гг. эта архитектура казалась морально устаревшей и скучной. Прежний храм представлял собой объём, имеющий в плане форму латинского креста. На кубический центральный объём опирался низкий барабан, увенчанный куполом. Будучи привнесённой из Западной Европы, архитектура классицизма не несла в себе «русского духа» и национальной идеи. Особенно остро этот вопрос вставал, когда речь шла об облике храма, расположенного на том месте, где когда-то по легенде принял монашество и скончался благоверный князь Александр Невский — знаменитый русский полководец и политик.

 

Вид на собор Александра-Невского (1882 г.) и колокольню с восточной стороны. Фото из церковно-археологического музея Нижегородской епархии

План Александро-Невской церкви в Городце.

          В 1872 году произошла закладка нового собора по проекту Л.В. Даля. Храм был освя­щён в 1882 году, а его приделы (первый — во имя преподобных Антония и Феодосия Пе­чёрских; второй — во имя трёх святителей, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова) в 1883 году. Постройка собора не обошлась и без помощи жителей Городца, особенно крупные суммы внесли Т.А. Плеханов и купец I гильдии И.А. Ноздринский.

Собор Александра Невского и расположенный рядом соборный храм в честь иконы Феодоровской Божьей Матери, между которыми было небольшое кладбище, занимали в комплексе центральное положение В целом новая церковь гармонично вписалась в ансамбль Феодоровской обители, заметно обогатив её образ. При этом она сохранила монастырский дух и соответствовала представлению о том, каким должен быть храм-памятник, посвящённый Александру Невскому.

К великому сожалению, ни одна постройка академика Л.В. Даля не дошла до наших дней, все они были разрушены в советское время. Но в связи с возрождением Городецкого Феодоровского монастыря и образованием Городецкой епархии всё явственней видим обретение одной из его построек. Это тем более важно, что духовная значимость этого храма как для русского народа в целом, так и для городчан по-прежнему велика.

В начале XX века в Феодоровском монастыре в штате был архимандрит (Феодосий), 14 иеромо­нахов, 5 иеродиаконов, 4 монаха и 13 послушни­ков. Монастырю были приписаны два подворья: в Нижнем Новгороде и в Царском Селе.

В 1927 году монастырь был закрыт. До наших дней из монастырских строений уцелели лишь 2 корпуса келий.

Корпус Федоровского монастыря  Корпус Федоровского монастыря

 

span style=
Обновлено 07.05.2012 16:01