Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Благоустройство ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост
храм в честь иконы Божией матери
28.10.2017 |  140
5 октября местные добровольцы в очередной раз оказали посильную помощь... ЧИТАТЬ ...
Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  100
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  639
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  821
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  1068
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1127
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
4. Явление чудотворной иконы Божией Матери Костромскому князю (1239 г.) | Печать |
06.06.2012 23:36

По всемогущей воле Господа святая икона Его Пречистая Богоматери, чудным образом невре­димо сохранившаяся от огня при сожжении та­тарскими полчищами Городецкой обители, неведомо кем и где остававшаяся сокрытой некоторое время, 16 августа 1239 г. явилась в Костроме.

 

 

В то время там княжил князь Василий Георгиевич по прозванию Квашня. Будучи страстным охотником, князь однажды, по обыкновению, со своими ловчими отпра­вился в ближайший от Костромы лес, чтобы предаться своему любимому развлечению. Это происходило 16 августа 1239 года.

 

Проехав более трех верст от города, князь Василий заметил какого-то пробежавшего зверя и поспешил его преследовать, не заботясь, следуют ли за ним его при­ближенные. Погоня за зверем, которого в конце концов, князь потерял и всякий след, завела его в не­приступную чащу. Здесь князь Василий, не имея возмож­ности двинуться дальше, остановил коня и осмотрелся, чтобы сориентироваться. И что же?

Он видит на сосновом дереве икону Богоматери. Изумленный этим видением, князь Василий поспешил снять с дерева чудесно явленную икону, но едва он коснулся её, как икона быстро поднялась на воздух. В это время отыскали князя его приближенные, заметив это чудо. Князь с благоговейным трепетом сошел с коня и преклонил колена.

 После этого князь вместе со свитой немедленно от­правился в Кострому и, собравши все городское духовен­ство с иконами, хоругвями и крестами, вместе с ним поспешил к месту обретения им св. иконы. Здесь городское духовенство совершило с коленопреклоненное молебное пение и, благоговейно приняв св. икону, отпра­вилось при псалмопении обратно в Кострому.

 

Чудесное явление чудотворной иконы Божией Матери Костромскому князю

         Все жители, оставшиеся в городе и оповещенные о чудесном обретении св. иконы, вышли на встречу Бого­матери и со слезами лобызали честную и чудотворную Её икону. Торжественно ее внесли в соборный храм и поставили на приметном месте.

Слух о явлении и о перенесении в Кострому чудо­творной иконы Богоматери вскоре же разнесся по всем пределам Костромского края. Отовсюду начали стекаться бесчисленные толпы народа на поклонение дивной иконе Богоматери. Между прочим, на другой же день принесения её в храм, некоторые граждане, собравшееся к литургии, по окончании её, объявили своему князю Василию Георгиевичу, что за несколько дней до его отправления на охоту, они видели, что какой-то человек одетый в древнюю бога­тую воинскую одежду, точь в точь, как изображается на иконе св. великомученик Феодор Стратилат, нес по городу эту самую икону.

 

Феодор Стратилат

 

Это чудное видение уважаемых благочестивых костро­мичей, в связи с тем, что св. икона была поста­влена в соборном храме св. Феодора Стратилата, подал князю повод наименовать эту икону Феодоровской; с тех пор и поныне она подает исцеление притекающим к ней с верой и молитвой.

До жителей Городца также достигла весть о чудесном появлении св. иконы в Кострома и они поспешили отправиться туда поклониться св. иконе. Великое их было изумление, когда по приходе в соборный храм они узнали, что это та самая икона, которая еще до основания Городца находилась на его месте и столько лет охраняла их отечественный град.

Горько восплакали они:

— Вот, — рыдая, говорили они друг другу,— наконец, и Пресвятая Богородица оставила нас и наш град без помощи и заступления. Грешные мы, осиротели! Скрылся свет от очей наших; зашло от нас незаходимое солнце.

Все это было доведено до сведения князя Василия Георгиевича, и он пожелал видеть городчан. Позван­ные пред лицо его граждане засвидетельствовали, что действительно эта икона Богоматери постоянно была у их в Городце и что от Её чудотворной иконы совер­шались бесчисленные чудеса и что с всех отдаленных местностей Поволжского края стекались и здоровые и больные, хромые и слепые, бесноватые и недужные и притекая с верой, получали исцеление от Пречистой и чудотворной этой иконы.

Затем князь спросил у городчан.

Кем была написана икона и давно ли просла­вилась чудотворениями.

Этого мы не знаем, — отвечали прибывшие Городчане, — а только слышали от дедов и отцов наших о преславных и дивных её чудесах.

Князь поблагодарил их за откровение и с миром отпустить восвояси. На месте обретения св. иконы он основал монастырь в честь нерукотвореннаго образа Спасителя и повелел в 16 день августа совершать крестный ход с св. чудотворной иконой, которая и была оставлена в соборном Костромском храме.

Несколько лет спустя в городе случился сильный пожар. Погорело много домов, сгорел и самый собор­ный храм. И князь, и народ думали, что и икона Бого­матери не уцелела от пожара: вопль и стоны не умол­кали во всех домах и улицах града Костромы. На третий или четвертый день пожара, разрывая пепел от пожарища, к всеобщей радости христиан, нашли в пепле икону, нисколько не поврежденную от огня. Получив известие о совершившемся чуде, князь и народ во множестве собрались к иконе Богоматери и со слезами радостного умиления, при молебном пении, воз­благодарили Пречистую Богоматерь за неизреченное милосердие.

 

Пожар в Костроме

 

На месте сгоревшего храма вскоре же был воздвиг­нуть новый великолепный собор во имя св. велико­мученика Феодора Стратилата, а чудотворную икону, украсивши золотом и драгоценными каменьями, поста­вили на прежнее место, т. е. внутри алтаря, за престолом.

Между тем, в Россию снова вторглись её исконные враги татары и Кострома ожидала себе такой же участи, какая постигла Галич, Городец, Вологду и многие другие города.

Князю Василию татарские послы, присланные гордым завоевателем, советовали покориться.

— Покорись, — говорили они, — или иначе мы сотрем вас с лица земли, тебя и твоих поданных убьем, а об имени христиан и помину не будет.

В те времена и от покорности можно было ожи­дать того же, что и от сопротивления. После некоторого размышления, князь решился защищаться до последней капли крови, но не на силы свои наделся благочести­вый князь, а на помощь Божью и на заступницу рода христианского — Пресвятую Богородицу.

Когда уже у самых стен осажденной Костромы послышался неистовый крик татарских полчищ, в это время князь и народ, с слезами горячо молились пред иконой Феодоровской Богоматери, чтобы она при­няла град их под свое Покровительство.

Чтобы более утвердить себя и свое ополчение в надежде на помощь Божией Матери, святая икона Её, по повелению князя, была отправлена в ряды ополчения и Богоматерь оправдала их надежды, вняла молитвам князя и народа. От чудотворного её образа воссияли лучи, светлее солнечных лучей и, как огонь, начали сжигать полки татарские. Последние было обнажили мечи и на­прягли луки, но страх от этого чуда уничтожил их силу; они все смешались и обратились назад, от охватившего их страха.

 

Икона Божией Матери в Русском войске

 

Русские, видя явное благоволение Богоматери и бегство татар, ударили на них и большую часть перебили и взяли в плен. Это нашествие случилось в период 1259 — 1262 годов.

Вскоре новое чудо показало костромичам благово­ление Царицы Небесной к их граду. Спустя несколько времени после богодарованной победы, в Костроме опять случился сильный пожар: загорелся и новый со­борный храм. Быстро сбежался народ, уведомил князя Василия Георгиевича, но как ни спасали икону Феодоровской Богоматери, при всех своих усилиях, не могли взойти в храм, благодаря сильно свирепствующему пламени. И в это время некоторые граждане увидали чудотворную икону в воздухе, как бы висевшую над самым горящим храмом. Все, и князь, и духовенство и народ, взирая на икону, пали на колени, взывая с слезами Богоматери.

„Не оставь Владычица нас и град наш, без Твоего святаго покрова и заступления!"

Каждый думал, что Богоматерь, за грехи их, оставляет город. Богоматерь, внявши воплям граждан и всего народа, умилосердилась над рабами своими; святая Её икона опустилась на землю и стала среди площади, поддерживаемая невидимыми силами. Молитвы не прекра­щались днем и ночью.

Князь Василий Георгиевич между тем велел по­строить небольшую деревянную временную церковь, во имя св. Феодора Стратилата, для временного помещения чудотворной иконы Владычицы, а сам, с одобрения всех сановников и граждан, приступил к постройке новой каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом во имя Феодора Стра­тилата. Ко времени освящения сего нового храма пере­несли из временной деревянной церкви и святую икону Богоматери и поставили подл царских врат в иконостасе против правого клироса.

На поклонение сему чудотворному образу и поныне стекается много народа.

 

Чудесное явление чудотворной иконы Божией Матери Костромскому князю

В град же Городец, в возобновленную после татарского разгрома обитель князь Василий послал точный снимок святой иконы, послужившей основанием обители. С этого же времени Городецкая обитель стала именоваться Феодоровской, по названию св. иконы. Благодаря этому снимку Горо­децкая обитель укрепила связь свою с первоначальной иконой Богородицы.

Между прочим, в древних рукописях так описы­вается обретение св. иконы бывшей раньше в Городце.

„В лето 6147 года, во дни великаго князя Василия Костромскаго и Галицкаго, рекомаго Квашни, чудотворная Богородицина икона обретена бысть и принесена во град Кострому сице. Месяца Авгу­ста в 16-й день преждереченный великий князь Василий пойде вне града на ловитву, яко обычай есть князем веселитися; и тогда вне града поприще едино, начаша пси лаяти протяжно. Василий же князь на то место ускори и приехав сам зрит пречудную ону икону на соснове древе стоящу и скоро с коня сниде, хотя святую икону взяти; икона же взяться горе и не дадеси ему взяти ее; он же отступи мало и пал поклоньше творити с слезами; и паки вторицею покусился, хотя взяти оную боже­ственную икону и не получи желаемаго. И войди на конь скоро пойде во град и поводу протопопу бывшее, и повелел ему с кресты и с освященным собором пойти немедля на место то, идеже явися еиу Борородицына икона.

Сам же князь пойде с множеством народа пройдоша на место, и молитвовавше довольно и подъяше Пречистыя икону священническими руками с великой честью невозбранно и принесоша во град и поставиша в соборной цевкви св. великомученика Феодора Стратилата; и видеши народи честную ону икону и начата поведати, глаголяще; яко мы вчера видехом сию икону, несому сквозь град наш воином неким; подобен той воин видом своим Великомученику Феодору Стратилату: и тако свидетельствоваху народи. На месте же том идеже обретеся икона Богородици, повелел великий князь церковь возградити во имя Господа Бога и Спаса на­шего Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа его, и мо­настырь устроити повелел и отчины многи даде на пропитание братии.

И понекоем времени приидоша человецы от града, глаголемаго Городца, и вшедше во святую церковь, и видите святую икону Пречистыя Богоро­дицы и поведаше о ней яко тая икона из их города, глаголюще же егда попущешем Божиим Городец град прегордый царь Батый, попленив, пожже, и от того времени не обретесе икона тая у них во граде и видевше ю поклонишася ей и поведаша многая чудеса, бывшая от тая иконы во граде их.

По сем же быша многая чудеса и во граде Костроме от иконы тая; дважды бо церковь изгоре, икона же оно невредимо пребывает от огня. По том же приидоша погании татары на град Ко­строму и князь великий Василий пойде противу их; икону же ту Богоматери, пред собою носити. И тогда видеши погании от иконы лучи огненныя и видевше смутишася, и побжаше устрашишася. Князь же великий гнаше во след их и многих побие и живых пойма.

И потом великий князь повел устроити церковь Феодоровскую каменную во имя Пресвятой Богородицы честь и славу Её успения. В той бо день принесена бысть икона Богородицина во град Кострому святым великомучеником Феодором Стратилатом. Феодору Стратилату церковь повеле князь устроити в пределе у соборныя церкви, и оттоле нача именоватися икона Пречистыя Богородицы Феодоровская и многая чудеса творише с верою приходящим к Пречистому Её образу и до сего дне".

 

Обновлено 07.06.2012 01:21