1. Основание Феодоровского монастыря (1154 г.) | | Печать | |
27.04.2012 21:59 |
Ряд седых веков промчался бурной волной с тех пор, когда на возвышенность Городецкую вступил впервые твердой ногой русский человек, когда на этих высотах послышался родной нам русский язык и когда там явился русский погост, а на этом погосте был воздвигнут русский православный храм, окруженный кельями мирных священно - иноков, служителей этого храма. В те далекие, еще можно сказать доисторические времена, где ныне находится Городец, от самого устья р. Унжи, вплоть до Ветлуги, чрез Узолу и Керженец, местность, как и ныне, была гористая, почти сплошь покрытая девственными дремучими лесами. В ней селились одни только кочевые черемисы, положившие на этом месте основание доисторическому Городцу, носившему в этот черемисский период название „Малый Китеж". Такое название он получил в отличие от Большого Китежа, которым называлась вся эта местность от Унжи до Ветлуги. Самое слово Китеж—по своему происхождение черемисское и означаете скитальца, бродягу или кочевника.
В таком первобытном состоянии черемисский Городец, или Малый Китеж, пробыл недолго. Москва считается древним городом, а между тем в рукописях о ней вспоминается впервые только в 1147 г., т. е. лет за пять до основания Городца. История Москвы это история всего Государства. История же Городца это только один эпизод из истории, а между тем, сколько мы увидим связи между ними. За многие сотни верст от древнего Китежа, на левом берегу, первой в то время, по своему важному значению, реки в Росси, славного и могучего Днепра, стоял городок, названный древним Городцом, принадлежавшим князю Георгию (Юрию) Владимировичу Долгорукому. В Киеве в то время княжил его племянник Изяслав Мстиславич (1097 — 1154), который недолюбливал своего дядю. Тогда среди множества разных князей, несмотря на родство и свойство, происходили частые ссоры, кончавшиеся очень печально. В 1152 г. Изяслав из-за какой-то своей причуды решил лишить своего дядю любимого им Городецкого княжества и ворвался со своей дружиной в незащищенный Городец, пользуясь отсутствием своего дяди. Не пощадив ни церквей и зданий, ни крепости, Изяслав весе этот городок предал полному уничтожению. После его набега от Киевского Городца осталась только груда камней и развалин.
Суровая природа после благословенного юга, конечно, не могла заставить забыть заветный Киевский Городец. Ряд воспоминаний обуревал несчастного князя Георгия, и он естественно, не мог усидеть на одном месть. Ища на севере нового для себя места, князе Георгий в том же 1152 г. открыл поход на ближайшую к Суздальской земле черемисскую область. Перейдя Волгу при устье р. Унжи и не встречая со стороны черемисов никакого сопротивления, князе Георгий свободно дошел до красивых высот, так называемого, Малого Китежа. Неволено эта местность напомнила ему родной его, теперь уже уничтоженный злым врагом, Городец. И на самом деле в этом месть Волга имеет такой же величественный вид как и Днепр. А левый берег в особенности напоминает Киевскую Днепровскую местность. Отсюда такие же обширные виды на окрестности, в горах, как и в Киевской местности, виднеются пещеры, хотя в Киеве эти пещеры служили жилищем иноков, а здесь лишь язычников - черемисов. Такое сходство местности побудило князя Георгия получить ее - в полное свое владение, что и было им свободно, без всякого кровопролития, достигнуто. Решив здесь основаться на месть Китежа, князь Георгий (в 1152 год) заложил город и. одновременно приступил к построению в нем церкви во имя Архистратига Михаила. Новый Городок в воспоминание Киевского был назван князем Георгием Городец Радислав (Радилов). В то время, заложить город означало — обнести оградой, огородить определенное место для поселения. Ограждали тогда или тыном, бревнами, или глубокими рвами с укрепленным валом, или же высокой земляной насыпью. Для защиты от врагов и внезапных нападений подобное укрепление являлось в те далекие времена первейшей необходимостью при каждом построении нового города. Князь Георгий велел насыпать для ограды большой земляной вал и для большей крепости засадите его соснами. Даже и теперь со своими вековыми громадными соснами этот вал имеет такой же величественный вид, как и сотни лет, тому назад, при своем основателе князе Георгие.
![]()
Позаботившись о защите от разных врагов, князе Георгий Владимирович хлопотал также и о населении своего города разными жителями, а именно он, как гласите летопись, населил свой город волжскими и камскими болгарами, венгерцами, а также и другими соседними и далекими народами, в особенности пленниками из близ лежащих земле. По мере того, как шло заселение нового Городка разноплеменными жителями и устроение для них жилищ, князь Георгий подумывал и об устройстве в этом краю иноческой обители. К этому его побуждала не одна его только святая ревность о вере христианской и благочестие, но и вообще то важное значение, какое имели в то время монастыри в великом деле объединения и гражданского образования Руси. В особенности обители могли иметь глубокое значение в северо-восточной части России, в Керженских областях, сплошь заселенных дикими и грубыми племенами язычников. ![]() В древнее время монастыри были единственными проводниками просвещения среди темного, невежественного народа. Для язычников они служили могучими распространителями святой христианской веры. Не только одно личное желание руководило князем Георгием в устроении Городецкой обители, но эта необходимость была вызвана и особым указанием Воли Божией. По старинным летописям об этом сохранилось следующее предание. Се восточной стороны Городца, вне вала, стояла небольшая древняя часовенка. Почему, когда и кем именно на этом месть она была построена — неизвестно. Быть может, она служила для уединенной молитвы какого-либо, неведомого миру, отшельника. А может быть еще, и до князя Теория на эту землю вступил какой-нибудь русский патриот и построил по древнему обычаю св. Руси эту часовню, как памятник своего вступления. Может, что еще вероятнее, она осталась на месть какого-нибудь древнего храма или даже и монастыря, построенная во времена распространения православной веры в IX или X веке. По поводу того, что здесь мог быть еще задолго до основания Городца и описываемой обители, существовать монастырь имеется довольно интересное предание, как бы дополняющее первое. А именно внутри земляного вала есть небольшое озеро, образовавшееся (по преданию) от провала, и здесь будто бы в древнейшие времена стояла обитель, погибшая вместе со всеми иночествующими. С давних времен это озеро носит название „Святого". Название это оно могло получить и оттого, что здесь, как уже сказано, было святое место, храм или обитель, или оттого, что в этом озере, по преданию, принимали крещение новообращенные язычники. В настоящее время это озеро обмелело и из него образовалось болотистое место, не просыхающее почти в течение всего лета. Вблизи озера находилась сосна, прозванная Крестовой. Жители Городца не только ее уважали, но и относились к ней с некоторым суеверным обожанием. Такое почтение к ней народа вызвало в начальстве распоряжение об уничтожении этого дерева. Более ста лет тому назад эту сосну, по повелению начальства, срубили и сожгли. По всей вероятности, эта сосна получила такое название потому, что принимавшие в озере святое крещение, подходили к этому дереву и возлагали на него свои крестики, развешивая их по сучьям. Вблизи срубленной сосны осталась и другая с разветвлениями, походящими на правильный формы крест. И теперь даже на ней имеются два или три небольших медных креста, прикрепленных гвоздиками. Поэтому и уцелевшая сосна носит название также «Крестовой». Заключается или нет в этом предании что-либо справедливое, судить довольно трудно, но во всяком случае, стоявшая здесь часовня, что подтверждается историческими данными, но крайней мере могла свидетельствовать, что это место издревле было избрано для молитвы.
Кем, когда и откуда она была принесена на это место. сведений нет. Православные жители Городца, со времени своего поселения здесь, особенно чтили эту святую икону, и им было очень желательно видеть ее в новом соборном городском храме во имя Архистратига Михаила, который уже строился в то время. Основатель Городца - Радилова, князь Георгий Владимирович Долгорукий, идя навстречу как желанию своих городчан, так и собственному побуждение, чтобы эта святая икона была принесена на молебствие по случаю постройки храма, дал повеление торжественно перенести ее из часовни на предполагаемое место. В назначенное время князь, клир и народ пришли с крестным ходом к часовне и, после молебных пений, хотели поднять святую икону с того места, где она стояла. И вот тут-то (как говорит первое предание) совершилось знамение Божие. К великому изумлению всех, икона, удерживаемая невидимой силой на своем месте, оставалась неподвижной, несмотря на усилия желавших поднять ее. Пораженный таким чудесным явлением, князь Георгий Владимирович принял его как указание Самой Царицы Небесной, чтобы это, избранное ею, место было посвящено Ей и чтобы на этом месть не переставала возноситься молитва всегда, как, по-видимому, благодаря чудесному указанию свыше, она возносилась здесь с древних лет. Вот это-то знамение главным образом и побудило князя Георгия поскорей устроить на месть часовни иноческую обитель в честь Пресвятой Богородицы. Тотчас же было начато строительство обители с храмом, и как только он был готов, св. икону поставили в ново-созданном храме за престолом. Таким образом был основан Городец и положено основание стариннейшей обители. Это было в 1154 году после P. X. Почему она получила название „Феодоровской" будет рассказано далее. Соборный храм (в честь Архангела Михаила), построенный в Городце почти единовременно с обителью, существует и поныне, конечно, не в первоначальном своем виде. В нем похоронены владетельные Городецкие князья.
![]() |
Обновлено 27.04.2012 22:50 |