Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  33
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  509
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  690
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  962
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1005
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
День Любви - поездка в село Троицкое
Паломническая поездка в село Троицкое, Воскресенского района
03.07.2016 |  865
14 июня 2016 года группа паломников прихода храма в честь... ЧИТАТЬ ...
1. Основание Феодоровского монастыря (1154 г.) | Печать |
27.04.2012 21:59

Городецкий Феодоровский МонастырьОснователем как самого Городца, так и находя­щегося в нем Феодоровского монастыря, считается великий князь Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий. И временем основания Городца Радилова (село Городец) и обители признается 1152 г. Проверив все эти данные, можно отнести основание Городца к 1152 году, а основание обители к 1154 году.

 

Ряд седых веков промчался бурной волной с тех пор, когда на возвышенность Городецкую вступил впер­вые твердой ногой русский человек, когда на этих высотах послышался родной нам русский язык и когда там явился русский погост, а на этом погосте был воздвиг­нут русский православный храм, окруженный кельями мирных священно - иноков, служителей этого храма.

В те далекие, еще можно сказать доисторические вре­мена, где ныне находится Городец, от самого устья р. Унжи, вплоть до Ветлуги, чрез Узолу и Керженец, местность, как и ныне, была гористая, почти сплошь покрытая девственными дремучими лесами. В ней се­лились одни только кочевые черемисы, положившие на этом месте основание доисторическому Городцу, но­сившему в этот черемисский период название „Малый Китеж".

Такое название он получил в отличие от Боль­шого Китежа, которым называлась вся эта местность от Унжи до Ветлуги. Самое слово Китеж—по своему происхождение черемисское и означаете скитальца, бро­дягу или кочевника.

Черемисские племенаИстория нам говорит, что в этой местности многие, подобные черемисам дикие племена вели на большом пространстве  тогдашней Руси кочевой образ жизни, бу­дучи, уже по складу своего характера, людьми подвиж­ными, не любившими оседлости. Они по обыкновенно из­бирали себе местом жительства лес или гористую местность. В лесах они устраивали хворостинные ша­лаши, смазанные для крепости глиной. В местностях гористых они иссекали себе узкие пещеры, остатки которых и теперь имеются в окрестностях Городца. Хотя подобные племена вели кочевой образ жизни, но они все-таки старались устроить свои жилища на возможно долгое время и уходили из них или благодаря нападению других племен. или же по неимению в избран­ной ими местности возможности добывать себе пропитание.

В таком первобытном состоянии черемисский Городец, или Малый Китеж, пробыл недолго.

Москва считается древним городом, а между тем в рукописях о ней вспоминается впервые только в 1147 г., т. е. лет за пять до основания Городца. История Москвы это история всего Государства. История же Городца это только один эпизод из истории, а между тем, сколько мы увидим связи между ними. За многие сотни верст от древнего Китежа, на левом берегу, первой в то время, по своему важному значению, реки в Росси, славного и могучего Днепра, стоял городок, названный древним Городцом, принадлежав­шим князю Георгию (Юрию) Владимировичу Долгорукому. В Киеве в то время княжил его племянник Изяслав Мстиславич (1097 — 1154), который недолюбливал своего дядю. Тогда среди множества разных князей, несмотря на родство и свой­ство, происходили частые ссоры, кончавшиеся очень пе­чально. В 1152 г. Изяслав из-за какой-то своей при­чуды решил лишить своего дядю любимого им Городецкого княжества и ворвался со своей дружиной в неза­щищенный Городец, пользуясь отсутствием своего дяди. Не пощадив ни церквей и зданий, ни крепости, Изяслав весе этот городок предал полному уничтожению. После его набега от Киевского Городца осталась только груда камней и развалин.

Поход по ВолгеДо глубины души оскорбленный этим жестоким поступком своего племянника, князе Георгий (Юрий) Владимирович оставил развалины своего Городца и, не имея возможности наказать своего племянника, устремился на север в области Ростовскую и Суздальскую искать нового удела. Конечно, он и не мог здесь встретите того, что ему пришлось оставить на юге, где был на­стоящей рай во всем и в природе полное изобилие.


Суровая природа после благословенного юга, конечно, не могла заставить забыть заветный Киевский Городец. Ряд воспоминаний обуревал несчастного князя Георгия, и он естественно, не мог усидеть на одном месть. Ища на севере нового для себя места, князе Георгий в том же 1152 г. открыл поход на ближайшую к Суз­дальской земле черемисскую область. Перейдя Волгу при устье р. Унжи и не встречая со стороны черемисов ника­кого сопротивления, князе Георгий свободно дошел до кра­сивых высот, так называемого, Малого Китежа. Неволено эта местность напомнила ему родной его, теперь уже уничто­женный злым врагом, Городец. И на самом деле в этом месть Волга имеет такой же величественный вид как и Днепр. А левый берег в особенности напоминает Киевскую Днепровскую местность. Отсюда такие же обширные виды на окрестности, в горах, как и в Киевской местности, виднеются пещеры, хотя в Киеве эти пещеры служили жилищем иноков, а здесь лишь язычников - черемисов. Такое сходство местности побудило князя Георгия получить ее - в полное свое владение, что и было им свободно, без всякого кровопролития, достиг­нуто. Решив здесь основаться на месть Китежа, князь Георгий (в 1152 год) заложил город и. одновременно приступил к построению в нем церкви во имя Архи­стратига Михаила.

Новый Городок в воспоминание Киевского был назван князем Георгием Городец Радислав (Радилов). В то время, заложить город означало — обнести оградой, огородить определенное место для поселения.

Ограждали тогда или тыном, бревнами, или глубокими рвами с укрепленным валом, или же высокой земля­ной насыпью. Для защиты от врагов и внезапных на­падений подобное укрепление являлось в те далекие вре­мена первейшей необходимостью при каждом построении нового города. Князь Георгий велел насыпать для ограды большой земляной вал и для большей крепости засадите его соснами. Даже и теперь со своими вековыми громад­ными соснами этот вал имеет такой же величествен­ный вид, как и сотни лет, тому назад, при своем основателе князе Георгие.

 

Славянский поселок (XII век)

 

Позаботившись о защите от разных врагов, князе Георгий Владимирович хлопотал также и о населении своего города разными жителями, а именно он, как гла­сите летопись, населил свой город волжскими и кам­скими болгарами, венгерцами, а также и другими сосед­ними и далекими народами, в особенности пленниками из близ лежащих земле.

По мере того, как шло заселение нового Городка разноплеменными жителями и устроение для них жилищ, князь Георгий подумывал и об устройстве в этом краю иноческой обители. К этому его побуждала не одна его только святая ревность о вере христианской и благочестие, но и вообще то важное значение, какое имели в то время монастыри в великом деле объединения и гражданского образования Руси. В осо­бенности обители могли иметь глубокое значение в се­веро-восточной части России, в Керженских областях, сплошь заселенных дикими и грубыми племенами языч­ников.

Древний город (XII век)

В древнее время монастыри были единственными про­водниками просвещения среди темного, невежественного на­рода. Для язычников они служили могучими распро­странителями святой христианской веры. Не только одно личное желание руководило князем Георгием в устроении Городецкой обители, но эта необ­ходимость была вызвана и особым указанием Воли Божией. По старинным летописям об этом сохранилось следующее предание.

Се восточной стороны Городца, вне вала, стояла не­большая древняя часовенка. Почему, когда и кем именно на этом месть она была построена — неизвестно. Быть может, она служила для уединенной молитвы какого-либо, неведомого миру, отшельника. А может быть еще, и до князя Теория на эту землю вступил какой-нибудь русский патриот и построил по древнему обычаю св. Руси эту часовню, как памятник своего вступления. Может, что еще вероятнее, она осталась на месть какого-нибудь древнего храма или даже и монастыря, построенная во времена распространения православной веры в IX или X веке.

По поводу того, что здесь мог быть еще задолго до основания Городца и описываемой обители, существовать монастырь имеется довольно интересное предание, как бы дополняющее первое.

А именно внутри земляного вала есть небольшое озеро, образовавшееся (по преданию) от провала, и здесь будто бы в древнейшие времена стояла обитель, погибшая вместе со всеми иночествующими. С давних времен это озеро носит название „Святого". Название это оно могло получить и оттого, что здесь, как уже сказано, было свя­тое место, храм или обитель, или оттого, что в этом озере, по преданию, принимали крещение новообращенные язычники. В настоящее время это озеро обмелело и из него образовалось болотистое место, не просыхающее почти в течение всего лета. Вблизи озера находилась сосна, про­званная Крестовой. Жители Городца не только ее уважали, но и относились к ней с некоторым суеверным обожанием. Такое почтение к ней народа вызвало в на­чальстве распоряжение об уничтожении этого дерева. Бо­лее ста лет тому назад эту сосну, по повелению на­чальства, срубили и сожгли. По всей вероятности, эта сосна получила такое название потому, что принимавшие в озере святое крещение, подходили к этому дереву и возлагали на него свои крестики, развешивая их по сучьям. Вблизи срубленной сосны осталась и другая с разветвлениями, походящими на правильный формы крест. И теперь даже на ней имеются два или три небольших медных креста, прикрепленных гвоздиками. Поэтому и уцелевшая сосна носит название также «Крестовой».

Заключается или нет в этом предании что-либо справедливое, судить довольно трудно, но во всяком слу­чае, стоявшая здесь часовня, что подтверждается исто­рическими данными, но крайней мере могла свидетель­ствовать, что это место издревле было избрано для молитвы.

Икона Божией Матери ОдигитрияВот в этой-то часовне стояла древняя и в то время икона Божией Матери Одигитрия, по преданию, написанная евангелистом Лукой.

Кем, когда и откуда она была принесена на это место. сведений нет. Православные жители Городца, со времени своего поселения здесь, особенно чтили эту святую икону, и им было очень желательно видеть ее в новом соборном городском храме во имя Архистратига Михаила, который уже строился в то время.

Основатель Городца - Радилова, князь Георгий Владимирович Долгорукий, идя навстречу как желанию своих городчан, так и собственному побуждение, чтобы эта святая икона была принесена на молебствие по случаю постройки храма, дал повеление торжественно перенести ее из часовни на предполагаемое место. В назначен­ное время князь, клир и народ пришли с крестным ходом к часовне и, после молебных пений, хотели поднять святую икону с того места, где она стояла. И вот тут-то (как говорит первое предание) совер­шилось знамение Божие. К великому изумлению всех, икона, удерживаемая невидимой силой на своем месте, оставалась неподвижной, несмотря на усилия желавших поднять ее. Пораженный таким чудесным явлением, князь Георгий Владимирович принял его как указание Самой Царицы Небесной, чтобы это, избранное ею, место было посвящено Ей и чтобы на этом месть не переста­вала возноситься молитва всегда, как, по-видимому, бла­годаря чудесному указанию свыше, она возносилась здесь с древних лет. Вот это-то знамение главным образом и побудило князя Георгия поскорей устроить на месть часовни иноческую обитель в честь Пресвятой Богородицы. Тотчас же было начато строительство обители с храмом, и как только он был готов, св. икону поставили в ново-созданном храме за престолом.

Таким образом был основан Городец и положено основание стариннейшей обители. Это было в 1154 году после P. X. Почему она получила название „Феодоровской" будет  рассказано далее.

Соборный храм (в честь Архангела Михаила), построенный в Городце почти едино­временно с обителью, существует и поныне, конечно, не в первоначальном своем виде. В нем похоронены владетельные Городецкие князья.

 

Храм Архангела Михаила (XIX век)

Обновлено 27.04.2012 22:50