Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  35
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  512
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  695
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  965
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1008
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
День Любви - поездка в село Троицкое
Паломническая поездка в село Троицкое, Воскресенского района
03.07.2016 |  867
14 июня 2016 года группа паломников прихода храма в честь... ЧИТАТЬ ...
3. Истребление татарскими полчищами св. обители Городецкой (1238 г.) | Печать |
20.05.2012 00:28

Ещё в древнейшие времена в обширных степях средней Азии издавна кочевали татары, принадлежавшие к монгольскому племени. Они жили, раз­деляясь мелкими ордами, под управлением отдель­ных князей или ханов.

ЧингисханВо второй половине XII столетия у монголов явился необыкновенно отважный и предприимчивый вождь, которого называли Чингисханом, т. е. великим ханом за то, что он соединил под своей властью всех монголов. Благодаря своему воинствен­ному нраву, Чингисхан, собрав под свои зна­мена всех монголов, бросился на новые завоевания. Счастье всюду ему сопутствовало. Почти все государства средней Азии признали над собой его господство.

 

В 1224 году один из его отрядов вторгся в Европу и напал на половцев. Последние обратились за помощью к удельным князьям. К несчастью, в то время между русскими князьями не было единой души. Занятые своими ссорами и раздорами, они не обратили внимания на надвигающуюся опасность.

Только один князь Мстислав Галицкий решился помочь половцам, но проиграл сражение при р. Калке. Этой победой в Европе пока татары и завершили свое первое завоевание. С той битвы прошло лет тринадцать. На Руси стали уже и забывать татар, но они то не забыли Русь; вдруг по­всюду разнеслась молва о появлении страшного врага. На этот раз монголы шли с целью покорить Русь. Теперь во главе трехсоттысячной татарской орды сам Батый, преемник страшного Чингисхана, от которого он получил завет — продолжать дело завоевания. В 1237 г., пocле долгого сопротивления Батый взял Рязань, затем сжег Москву и подступил к Влади­миру.

Как будто какая-то грозная, неведомая сила покрови­тельствовала Батыю в деле его разрушения Руси. 1238-й год оказался роковым, кровью отмеченным лихолетьем и для жителей Городца. Не словами, а сле­зами и кровью, по словам современных летописцев, следовало бы описывать это небывалое и исключительное татарское нашествие.

Ужасные по своему существу слова: дикость, бесчеловечие, варварство, зверство — вполовину слабы и не выражают того, что пришлось видеть и испытать нашим мученикам, предкам. По истории всем известно, как обращалась татары с полоненными ими русскими горо­дами и их жителями. Им не было ни милости, ни надежды на спасение. Даже не оставалось места, где русский человек мог выплакать хоть кровью, но свободно, свое тяжелое горе, тоску и великую печаль.

Несмотря на то, что все-таки были города, не испытавшие этого великого горя, Городцу, а вместе с ним и св. обители, пришлось на своем вековом пути испытать первое и настоящее тяжелое горе и печальную участь. Пришлось и жителям его испить кровавую чашу, наполненную не­истощимой русской скорбью. После того, как татары, обагрив кровью, покрыв трупами и предав пламени великокняжескую столицу—Владимир, где в то время не было великого князя, они рассыпались в разные стороны в поисках князя Георгия Всеволодовича. 

Благодаря этому обстоятельству, один из татарских отрядов подошел к Городцу Радилову. Это было в феврале 1238 г. Тотчас же они обложили город и открыли военные действия. Не было достойного хранителя Городца и даже его твердыня — вал не мог сдержать стремительного натиска варваров.

Всё погибло в пламениВсе погибло в пламени. Немногие из уцелевших жителей спаслись бегством в лесах заузольских, большая их часть попала в плен татарам, успевшим опустошить не один только Городец. Почти нигде не встречая правильно организованного отражения, они в феврале завоевали и пожгли до 14 городов, в том числе: Ярославль, Ростов, Переславль, Нижний, Городец и другие. Это ужасное нападение татар на Городец и Нижний, когда погибла св. Городецкая обитель, описывают следующими словами.

Татарове взявши грады (Городец и Нижшй) пожгоша их; монастыри и церкви и княжие и жилых людей дворы предаша тому же пламени; а што людей и старых и молодых, игуменов, иноков, диаконов и прочаго причта, монахов и монахинь, слепых и глухих, то все изсекоша, а тым же мужей, жен и детей елише, и овых разсекаху мечами, а других стреляху стрелами, а некоих вметаху и в огонь, а прочих людей, босых и безкровных, издыхающих от мороза, сведоша полоном в стан свой.

Конечно, летописцы, описывая эти до ужаса полные горечи страницы, имели в виду положение не одного только Городца и Нижнего, но и других пострадавших в это время городов. Только приняв во внимание, что татары действовали всюду с бесчеловечной жестокостью, можно понять всю исключительную глубину несчастья, постигающего городчан после взятия города татарами.

Георгий_ВсеволодовичСреди ужасов этого грандиозного погрома, в виду раздирающих сердце и душу страданий и смерти своих поданных и общей гибели Руси, один только князь Георгий Всеволодович, стоя на страже, злосчастной отчизны, не потерял надежды отстоять родную землю от татарских полчищ. 

Пока татары его искали по разным местам, князь Георгий в это время распо­ложился с собранным им ополчением на берегах р. Сити и поджидал себе помощи от других князей. Вести о разорении других городов, о пленении его поданных, вести, одна другой тяжелей и безотрадней, только воспламеняли его дух в то время, когда его неожиданно окружили татары и, не дав даже возможности приготовиться к битве, напали на его дружину. 

Великий князь Георгий Всеволодович сел на коня и, с помощью Божией, мужественно пошел на врагов. Началась „брань великая и сеча злая", по словам летописцев. Желая собой подать пример геройской неустрашимости, князь Георгий первый ринулся в бой: не щадя свои силы, он наравне со своими последними дружинниками дрался в этой жестокой сече, однако, продолжавшейся недолго. Громадные полчища татар, во многом превышавшие русские силы, заставили сперва дрогнуть, а затем и побежать последних. К горю русского народа, сам великий князь Георгий погиб в этой жестокой сече. Татары отрубили ему голову, и тело его с трудом было отыскано для честного погребения. Так кончил 4 марта 1238 г. свою доблестную жизнь Георгий II Всеволодович, владевший Городцом и возведший его, при своей жизни, на степень славного исторического удельного княжества.

Раззорение древнего города

Разорив и предав все сожжению, татары не более месяца пробыли около обращенного в пепел Городца, и с весенней просухой, по приказу своего кровожадного вождя, отхлынули на юго-запад истребляя еще не подчиненные им области.

В Городце все было истреблено: и жилища и св. Городецкая обитель. Но еще больший удар судьбы ожидал уцелевших городчан, когда они, после ухода татар, начали снова собираться на старое пепелище, где их уже ожидал новый князь Городецкий.

Феодоровская икона Божией МатериСвятой иконы Божией Матери, под покровом которой создалась и процветала обитель и город Радилов, они уже не нашли и предположили, что св. икона, как и все в Городце, была истреблена пламенем. Иконы не было, а вместе с ней и жители Городца навсегда лишились древнего своего сокровища, бывшего с самого возникновения Городца и обители как бы залогом особой милости к ним Царицы Небесной.

История нам показала, что Городчане ошиблись в своем предположении об уничтожении св. иконы.

Обновлено 20.05.2012 01:23