Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Благоустройство ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост
храм в честь иконы Божией матери
28.10.2017 |  133
5 октября местные добровольцы в очередной раз оказали посильную помощь... ЧИТАТЬ ...
Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  94
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  633
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  812
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  1062
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1114
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
Об иконах Спасского храма | Печать |
04.04.2012 22:44

Спас НерукотворныйВ безбожные годы богоборцы громили храмы, выбрасывали иконы, рубили их, а иногда и жгли, как это было в Федоровском монастыре. Женщинам все же часть икон удалось забрать домой и сохранить их.  В 1988г. во время реставрации Спасской церкви иконы стали возвращаться в храм. Одними из первых были иконы с изображением Спасителя и Богоматери.

С изображения Христа и начинается вся многовековая история иконописания, поскольку согласно христианской традиции первая икона была чудесным образом создана самим Христом. Но иконы, как и люди, имеют свою историю и судьбу. Об одной из икон с изображением Спасителя следует рассказать.

 

Клепикова Прасковья Григорьевна родилась в д. Прокурино. В 1935г., отец ее - старообрядец, мать - "церковница'. Родительница молилась дома. Единственная действующая церковь была в с. Воскресенское по Сокольской дороге в 40 км от их деревни. В 14 лет Паша вместе с соседкой отправилась пешком в с. Воскресенское. По дороге одна сердобольная старушка пустила их переночевать "ради Христа". В церкви девочка познакомилась с Павлой Петровной, которая пекла просфоры. Паша неоднократно ночевала у нее и однажды заметила в чулане большую икону "Спасителя". Хозяйка рассказала историю появления этой иконы в ее доме.

Несколько лет тому назад у Павлы Петровны ночевал разжалованный митрополитом священник. Единственным богатством его была икона Спасителя. Последнюю ночь он провел в молитвах перед образом. О чем шептали его губы, никому было неведомо, но какие-то невидимые нити связывали его с этой иконой. На прощанье он попросил хозяйку сохранить его личную икону до его возвращения. Да человек полагает, а Господь располагает. Он так и не пришел за иконой. Однажды Прасковья осмелилась просить продать ей икону Спасителя, на что хозяйка сказала как отрезала: "Икону не продают - а так отдают!" Долго не мешкая, Прасковья Григорьевна наняла машину и привезла икону в Городец. Богомольная Прасковья считает, что никто не повелевал ее мыслями и никого из родных, знакомых не смущало, что ее дети учили уроки рядом со Спасителем. С открытием Спасской церкви Прасковья Григорьевна решила, что Спаситель должен находиться в этом храме.

 

Спас на престоле

 

"Спас в силах" или "Спас на престоле" занимает теперь центральное место в деисусном чину. По правую его руку "Богородица", а по левую - Иоанн Креститель, а за ним следует два Архангела: Михаил и Гавриил и апостолы Петр и Павел.

Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Иисус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным (деисус - моление, прошение).

Иконостас, где находится Спаситель, был перевезен из храма с. Ступшино по Линдовской дороге, а ездили за ним Василий Соколов и Федор Мазин - плотник, а Анне Ефимовой пришлось трижды ездить за разрешением в сельсовет. Церковь в Ступишино высока, и оставшуюся пустую верхнюю часть иконостаса перевезли в Спасскую церковь, да в придачу два замка, один из них крестовый с хитроумным ключом, перевезли также часть кованой решетки. Не только прихожане храма приносили иконы, но и жители района. Сейчас их около трехсот разной степени сохранности и ценности.

Пресвятая БогородицаБогоматерь можно считать самым распространенным и чтимым сюжетом богомольной Руси. Нет избы, нет киота, нет храма, где не встретил бы иконы с изображением Богородицы. Сейчас стены храма украшают иконы Владимирской, Казанской, Иверской, Тихвинской Божией матери... (В иконописи их около 300 разных изображений.) По композиции Богородичные иконы различаются: Одигитрия, Умиление, Оранта (поясные). Оранту часто называют "Знамение". Иногда Богородица представлена в полный рост. Тогда она называется Панагия.

Кто же сберег и принес в храм эти бесценные образы?

"Владимирскую Божью Матерь" - Ушкова,

"Воскресенье" - Е.П.Шадрина,

"Всех святых" - женщина из Соболихи,

"Спас неруктворный" - А.И. Смирнова.

Как лучше сохранить иконы? Об этом рассказала Елизавета Васильевна Емельянова.

Один из ее предков был старообрядец, который знал старинные секреты ухода за иконами. Недаром образы дониконианского письма дошли до наших дней.... Старые иконы, как старые люди, требуют бережного отношения. Им вредят микроорганизмы, водоросли, жуки-точильщики, плесень, дым и копоть свечей. Температура хранения - 15-18°С, относительная влажность - 60-65%.

Перед праздником киот проветривают, одновременно чистят и оклады на иконах. Надо снять металлическую ризу, аккуратно почистить и вновь надеть на икону. Опасно протирать икону лампадным маслом, которое со временем изменяет цвет и структуру живописи (нельзя пользоваться растительными и минеральными маслами). Надо пользоваться льняной олифой высшего качества для лицевой стороны и воско-скипидарным составом для тыльной и боковой сторон.

Обычно этих мер достаточно, чтобы сохранить икону многие годы. Но если икона требует реставрации, то надо найти мастера- иконника.

Икона потемнела, но красочный слой в хорошем состоянии, необходимо удалить копоть и другие загрязнения на поверхности иконы таким способом: приготовить состав из одного куриного желтка, пяти частей кипяченой охлажденной воды, двух частей скипидара, двух частей спирта; все тщательно взболтать до состояния эмульсии. Смочив мягкую кисть или ватный тампон, удалить копоть и грязь с тыльной и боковых сторон (5 частей воды, 2 части водки и один желток). Повторить операцию, тщательно просушить, иначе лишняя влага может повредить иконе. Но если на краске образовались вздутия, трещины, чешуйки краски, укрепить все необходимо все той же желтковой эмульсией (1 желток, 3 части воды и 2 части водки). Смочить разрушенные места, просушить около 1 часа, повторить пропитку несколько раз.

Пресвятая Богородица Блещут, сияют, горят яркими чистыми красками многие иконы после реставрации. Следует воспользоваться "маленькими хитростями" и Е.В.Емельяновой, которая смогла сохранить свои иконы в хорошем состоянии и передать их в храм. Лики на этих иконах полны выразительности и очарования.

Когда в Спасском храме зажжены свечи, то иконостас "горит", "мерцает" в их пламени таинственно и по-иному слепит. Когда же поет хор на клиросе, то кажется, что он поет прямо за спиной, и рядом слева, и рядом справа, и впереди - и кажется, что поет все это каменное здание, звуки обволакивают прихожан, и кажется, что ты уносишься с ними под самый купол. Вся церковная красота вкупе с пением храмовых певчих и священнослужителей создают торжественность, душевный подъем, призывают к доброте, любви к ближнему.

Поистине мал Спасский храм, но, стоя в нем во время службы, действительно "яко на небеси стояти мнишь".

 Из воспоминаний Елизаветы Васильевны Емельяновой
Обновлено 14.04.2012 00:07