Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  35
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  512
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  695
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  966
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1008
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
День Любви - поездка в село Троицкое
Паломническая поездка в село Троицкое, Воскресенского района
03.07.2016 |  867
14 июня 2016 года группа паломников прихода храма в честь... ЧИТАТЬ ...
История создания Спасской церкви | Печать |
07.03.2012 22:33


 

Церковь Спаса Нерукотворного образа 
Спасская церковь, с. Городей Нижегородской губернии. Фото XIX века.

      В конце XVII века Городец становится центром старообрядчества. Практически открыто всей духовной жизнью Городца и округи в конце XVIII века управлял беглый поп Городецкой же Пятницкой церкви Алексей Иванов, которого почитали авторитетом не только старообрядцы, но и православные. Неоднократно зачитанный на торгу указ нижегородской консистории, чтоб местные жители «не почитали» А. Иванова за священника», не дал результатов.

В этих условиях губернские власти были вынуждены проявлять особую заботу о «благоле­пии» городецких православных храмов, чтоб этим привлечь прихожан. Еще в XVI веке на северо-западных подступах к Городцу существо­вала так называемая Ионина пустыня. В 1691 го­ду по указу  патриарха Адриана рядом с раскольничей часовней срубили на ее территории церковь Спаса. Патриарх Адриан

Сразу же к ней было приписано 40 крестьянских  дворов из владений Тихона Никитича  Стрешнева, а в 1705 году вдова Анна Никифоровна Лобанова-Ростовская приписала еще 67 крес­тьянских дворов.

Но прослужила она недолго. Уже в начале 1718 года клир храма просил разрешить пере­строить церковь в камне, так как «та церковь Божия деревянная стала быть весьма ветха и впредь будет служить невозможно». Подобное разрешение было дано 19 мая 1718 года митро­политом Рязанским и Муромским Стефаном.

Строительство новой каменной церкви ве­лось на средства прихода, руководил работами церковный староста Иван Афонасьев сын Вои­нов. Строительство было завершено 3 октября 1745 года. В доношении Балахнинского духовного управления в Московскую Святейшего Пра­вительствующего Синода контору храм описан так: «новопоставленная каменная церковь име­ется отстроена не шатровая и по обычаю, как и прочия каменные церкви, и ко освящению тоя церкви иконы все изготовлены».

Интересно обратить внимание на то, что особое внимание уделено указанию, что храм не шатровый. Это объясняется тем, что еще в сере­дине XVII века по инициативе патриарха Никона было запрещено возводить над объемом храма шатер, ибо он не отвечал «церковному чину»; со­ответственно предписывалось сооружать «освя­щенное пятиглавие» и тройной алтарь с полу­круглыми апсидами.

Однако полюбившаяся народу форма шатра продолжала использоваться мастерами камен­ных дел для завершения колоколен. Это был тра­диционный по композиционному решению храм с трапезной и шатровой колокольней над запад­ным входом. Над четвериком бесстолпного модельного зала возвышался восьмерик с ребристым куполом, завершенным небольшой главкой.

Указ Святейшего Синода об освящении «освящении церкви Нерукотворного образа Спасова был дан 4 января 1746 года.

Храм занимал сравнительно ровную террасу в полугоре и господствовал над окружающей де­ревянной застройкой, поэтому его доминирую­щее значение в этой части города как бы фикси­ровало факт развития его в западную сторону.

Тем самым к середине XVIII века была закон­чена «панорамная» композиция Городца, в кото­рой по сторонам доминировали стройные шат­ры колоколен Спасской и Пятницкой церквей. Купола глав Троицкого и Никольского храмов с отдельно стоящей колокольней над кручей об­рыва отмечали центр Городца и раскинувшегося под ним торга с шатровой Петровской часовней.

Пожар Главной бедой русских городов были пожа­ры. Особенно сильный пожар произошел 22 ию­ля 1838 года. Порывистый ветер метал головни на 100 и 200 метров, поджигая самые отдален­ные строения. Большая часть города была пре­вращена в единый всепоглощающий костер. Тогда сгорело 404 обывательских двора со всем имуществом, оцененным в 135 037 рублей, Спас­ская церковь, кабак и фабрика красок наследни­ков Пряничниковых6.

Об этом сразу же известили графиню Пани­ну, которая обвинила в несчастии клир Спасской церкви, имевший возле храма для постоя приезжих торгующих крестьян постоялые дворы, возведен­ные «тесно один к другому и безобразно: с бесприрывными кривизнами и неправильностями, словом кто и как хочет, вопреки узаконненых правил, без проулков» и требовала от губернско­го правления направить в Городец для расследо­вания причин пожара особого чиновника.

Собственно, вопрос упирался в создание для Городца первого регулярного плана с широкими улицами и разбивающими на кварталы проулка­ми, которые могли бы препятствовать распрост­ранению огня. Но предписания не исполнялись, и город вновь и вновь страдал от пожаров.

И заново отстраивался.

Н.Ф.Филатов "Городец на Волге" 2005 г. 

Обновлено 27.08.2012 00:13