Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Благоустройство ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост
храм в честь иконы Божией матери
28.10.2017 |  133
5 октября местные добровольцы в очередной раз оказали посильную помощь... ЧИТАТЬ ...
Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  95
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  635
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  813
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  1063
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1116
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
Спасский храм в 20 веке | Печать |
13.04.2012 23:37

 

"ПЛОДЫ ВОЙНЫ И РЕВОЛЮЦИИ""

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Иоаким (Левицкий).Перед I мировой войной по приглашению купца П.И.Шадрина Спасский храм посетило Епархиальное начальство - Его Преосвященство преосвященнейший Иоаким, епископ Нижегородский и Арзамасский, и викарий Нижегородской Епархии Геннадий - епископ Балахнинский. Внутреннее убранство храма, иконы украшенные серебряными с позолотой ризами, две золотые лампады, дорогая церковная утварь поразили Высоких Особ.

 Участие России в мировой войне заставило страну перестроить свою экономику на военные рельсы. В работу на войну были втянуты и городецкие купцы-хлеботорговцы. Среди них были Кузнецовы, П.И.Шадрин, денежные вклады которого находились в немецком банке, и прихожане Спасской церкви с враждебностью стали относиться к нему. В 1915 г. война шла на землях Российской империи. Русская армия истекала кровью, но в мае 1916 г. началось грандиозное наступление русских войск в Галиции. Духовенство Балахнинского уезда отправило телеграмму-поздравление в годовщину принятия Государем-Императором верховного командования всеми вооруженными силами России. На что был получен ответ - и во всех храмах Городца телеграмма объявлялась перед началом службы, так что прихожане Спаса тоже активно обсуждали эту новость. 

Для поддержания патриотических чувств у населения Балахны и Городца 12 июля 1916 г. приезжал сам губернатор и посетил купца П.И.Шадрина, который содержал на свои средства лазарет. В своих школьных формах ученики Спасской церковно­приходской школы бегали по Верхнему и Нижнему базарам с кружками и собирали деньги на содержание раненых.

I мировая война и революция 1917 г. окончательно подорвали экономику страны. 1 марта 1918 года были изъяты земли у причта Спасской церкви (ф. 1398. ед. хр. 254 Балахна). Молодая власть лишила церковь земли и капитала, положенного на ее имя. Церкви нужно было выживать в новых условиях.

Голод в Городце начался в 1918 г., особенно сильный в 1922 г. в Поволжье, и, видимо, "помгол" реквизировал часть драгоценной церковной утвари, дорогих риз с отдельных икон. Монастыри на территории Нижегородской губернии стали закрываться уже в 1918 г., но особенно с 1924 г. Новая власть стала издеваться над чувствами верующих. В конце двадцатых годов стали закрываться и церкви.

В "Нижегородской коммуне" 15 декабря 1928 г. появилась небольшая заметка под символическим названием "Вместо церквей - сады, кино и клубы". Стали закрываться церкви, якобы не представляющие ценности как архитектурные сооружения или памятники старины. В этот год закрылась Спасская церковь. В декабре 1928 г. был арестован диакон Спасской церкви Николай Державин. По решению церковной двадцатки в начале 1930 г. в Москву поехали староста церкви Екатерина Фокишпа и Герасимова Матрена Евграфовна с просьбой о возобновлении церковной службы в храме.



"В МОСКВУ ЗА ПРАВДОЙ"

Михаил Иванович КалининВ столицу поехали две прихожанки к "Всесоюзному старосте" Михаилу Ивановичу Калинину. Приехали они рано утром в Москву и поспешили в Кремль. Красную площадь Матреша Герасимова уже знала, т. к. девочкой она ездила с матерью к отцу Евграфу, который в начале XX века "поновлял" в кремле колокольню Ивана Великого.

Охрана кремля объяснила женщинам, что М.И.Калинин принимает в Доме Советов, и посоветовал поспешить туда. До их прихода на прием к "Всесоюзному старосте" записалось уже человек 50 в порядке живой очереди. Оказалось, что прием Михаил Иванович будет вести в другом месте, и при переходе туда женщины оказались уже двадцатыми.

Из воспоминания М.Е.Герасимовой: "...Когда мы вошли в приемную к Калинину, то были поражены его одеждой. Одет он был в синие простые брюки, коленкоровую рубашку и желтые ботинки. Около него сидело 10 секретарей. В руках у меня была папка с документами, которые нам написал вольный адвокат с ул. Новой. В порядке живой очереди мы задержались у барьера, за которым сидел Михаил Иванович. Мы кратко, за три минуты, изложили свою просьбу-жалобу, он выслушал нас внимательно, задал два вопроса и передал папку одному из секретарей, отвечающих за Нижегородскую губернию... Мы вышли в коридор, и через 50 минут дежурный милиционер провел нас на второй этаж, где с нами побеседовали и сказали, что они позвонят в губотдел и справедливость восторжествует. Местная власть осталась недовольна нашей поездкой в Москву, но служба в церкви возобновилась".

С 1934г. по 1937г. священником был отец Николай Державин. В знак благодарности он подарил Герасимовой М.Е. икону Николая Святителя.

С 1935г. усилились гонения на церкви и их прихожан. Местные власти стремились не отставать друг от друга, соревнуясь в делах разрушения культовых построек. Искусно формировалось угодное властям общественное мнение.

В Городце той же участи подвергся Троицкий собор. Первоначально в нем хотели разместить районный исторический музей, но в конце концов все же его снесли. Председатель райисполкома Казарин в докладной записке "О ликвидации Троицкой соборной церкви" писал: "Троицкая соборная церковь находится в центре города на самом красивом месте крутого берега. Вокруг церкви ограда без захоронения умерших, представляющая из себя прекрасную спортивную площадку, где в летнее время можно разбить садик для детей..."

И самые старейшие храмы (1673г.) стали разрушаться. В 1953г. 27 сентября здесь был установлен бюст дважды Герою Советского Союза летчику-истребителю А.Ворожейкину. О древнем городецком соборе напоминает лишь сиротливо стоящая угловая башня ограды (сторожки).


 

"БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! К ВАМ ОБРАЩАЮСЬ Я!"

По воле Божией Спасский храм не был разрушен до основания. В церкви располагался до 1961 г. молокозавод, затем РПУ столярный цех. Прихожанам Спаса, как и православным других храмов, удавалось тайно иногда собираться у кого-нибудь из верующих на дому и проводить богомоление.

И.В.Сталин22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут утра началось массированное и для многих неожиданное вторжение войск гитлеровской Германии на территорию Советского Союза. На защиту своей Отчизны поднялись добровольно или в порядке мобилизации все нации и народности. В своем обращении к советскому народу Сталин заговорил языком церкви: "Братья и сестры! Обращаюсь к Вам..."

С 3 на 4 сентября 1941 г. Сталин вызвал к себе митрополитов: Николая, Сергия, Алексия и объявил им о восстановлении Патриаршества и возобновлении богослужения в Троице-Сергиевской лавре и других храмах, ибо всегда церковь была объединяющей силой как во время войн 1812 и 1914 г.г., так должна быть и в новой священной войне 1941 г. По приказу Сталина были открыты духовные семинарии и духовная Академия. Тысячи и тысячи разрушенных храмов по стране предстояло возродить, чтоб восстановить связь времен. Многим на ум приходили тогда слова архиепископа Луки: " О, мать моя, Святая церковь!

Кто повинен в твоей погибели!.." Ведь рушились храмы не под бомбежками врага, и не только одна власть-злодейка, а мы сами - народ - разрушали их. И не напрасно лились людские слезы. Отправляющимся на фронт мужьям, сыновьям жены и матери давали крестики с иконками.

Миллионы людей устремились в храмы, незримая духовная сила объединяла людей. Когда Черчиль узнал о решении Сталина возобновить службу в храмах, он воскликнул: "Я вижу русского солдата у порога моего дома! Ибо миллионы их матерей и жен молятся о спасении своего Отечества!"

Патриарх Алексий, будучи еще митрополитом, все 900 дней оставался в Ленинграде со своей паствой! Люди тянулись к церкви, ибо, когда им плохо, они тянутся к Богу!

На второй год войны многие в Союзе потянулись на Пасху с куличами к храмам, чтоб освятить их как свидетельство своей веры в Бога! Воскресала наша многострадальная Родина. Службу осуществляли священники, ведь пастырское слово вселяло веру в Победу! Служители церкви совершали своё патриотическое дело, соединяя воинство и священство. Оказалась несгибаемой вся паства от архиерея до простой старушки.

Во время Сталинградской битвы от одного полка остался в живых всего один солдат-атеист. Он забился в воронку и ждал своей смерти. Вдруг забытая молитва пришла ему на ум... Он молился и просил Божию Матерь сохранить ему жизнь. С печалью он смотрел в мутное темное небо. Божия Матерь услыхала его страстную молитву...

Вдруг небо раскрылось в сиянии, и он увидел женщину с ребенком. Божия Матерь явилась ему на помощь...

Согласно апокрифу в 1947г. в Россию прибыл митрополит Гор Ливанских Илия, поведавший о том, как заступничеством Божией Матери была спасена Россия в минувшей войне. За победу едино молились миллионы людей - и мир пришел на землю. Ни в годы войны, ни после ее победоносного завершения как в Городце, так и в районе ни в одном храме не было богослужения. И верующие ходили пешком в Кубинцево или ездили в Горький, иногда собирались на богослужения в доме какой-нибудь старушки.


 

Обновлено 14.04.2012 00:06