Меню сайта

Календарь

Календарь

Последние статьи

Благоустройство ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост
храм в честь иконы Божией матери
28.10.2017 |  75
5 октября местные добровольцы в очередной раз оказали посильную помощь... ЧИТАТЬ ...
Просим ваших молитв об упокоении новопреставленного Георгия
Георгий Иванович Вишнев
02.10.2017 |  67
На 78-м году жизни отошел ко Господу Георгий Иванович Вишнев,... ЧИТАТЬ ...
Завершение проекта «Дорога к храму»
Завершение проекта «Дорога к храму»
10.12.2016 |  577
Дорогие земляки! Поздравляем всех с успешным завершением проекта «Дорога к... ЧИТАТЬ ...
Субботник у кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Проект
06.12.2016 |  770
5 ноября в день особого поминовения усопших – Дмитриевская суббота... ЧИТАТЬ ...
Стартует общественный проект «Дорога к храму»
общественный проект «Дорога к храму»
13.08.2016 |  1021
Дорогой земляк! Стартует общественный проект «Дорога к храму». В... ЧИТАТЬ ...
Проект "Дорога к храму" - восстановление ансамбля кладбищенской церкви села Николо-Погост Городецкого района
Кладбищенская церковь в честь иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость»
13.08.2016 |  1066
Главной задачей создания фонда является восстановление ансамбля кладбищенской церкви села... ЧИТАТЬ ...
Записки городецкой паломницы...Валаам. | Печать |
08.08.2015 23:32

Продолжаем публиковать заметки православных паломников. На этот раз путь их прошел по Святым местам северо-запада нашей необъятной Родины.

Тихвинский Богородичный Успенский и Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужские монастыри, «Северная Лавра», обитель преподобного Александра Свирского и конечно Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, это те места о которых говорят: "не знаю где я был, на земле или на небе!".

остров Валаам

Записки городецкой паломницы...

Одно то не должно быть сокрыто от вас,

возлюбленные,

что у Господа один день, как тысяча лет,

и тысяча лет, как один день.

(2 Пет 3:8)

 

***

Вы когда-нибудь жили вне времени?

Вы никогда не пытались «домолчаться» до молитвы?

Вам когда-нибудь доводилось ощущать себя самым мелким, самым ничтожным винтиком в огромном механизме Мироздания и, при всём при этом, быть… счастливым?

Нет?

Тогда вам прямая дорога на Валаам….

 

***

С помощью Божией с 24 по 28 июля мы, паломники Городецкой епархии, совершили чудесное паломничество по святым местам северо-западной части нашей Святой Руси.

остров Валаам

Для меня эти места неразрывно связаны с судьбой одного очень хорошего человека, которого я бесконечно уважаю и люблю, жизнью которого я восхищаюсь, – приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

 

***

Первой остановкой в нашем нелегком путешествии стал Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Монастырь расположен в городе Тихвине. Главной святыней монастыря является чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Судьба этого образа – многострадальна и тесно переплетается с историей нашей Родины.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений. Не раз Пресвятая Богородица своим заступничеством спасала не только обитель, но и всю землю Русскую. По молитвам отчаявшихся защитников, Пресвятая Богородица помогла им обратить в бегство шведов, осаждавших монастырь в течение трёх лет с 1613 по 1615 год. И с тех пор Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей северо-западных земель России.

В  1930-х годах храмы монастыря были закрыты, а икона стала экспонатом местного краеведческого музея. Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в  Псков, где передали православной духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез её в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря.

В 1945 году находившуюся в восточной башне монастырской ограды церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко» предоставили в пользование православной общине и более 40 лет это был единственный действовавший храм на территории Тихвинского и Бокситогорского районов. И только в 1995 году монастырь был полностью передан Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Как и все монастыри, посвященные Божией Матери, Тихвинская обитель – очень светлая, буквально напоенная солнцем. Несмотря на некоторую, так сказать, неустроенность, сама атмосфера была настолько родной, что, казалось, я не приехала издалека, а всегда была здесь.

Сам монастырь, его дух покорил меня с первого взгляда. Особенно, покорила меня какое-то чувство открытости. Особо я это ощутила, когда прикладывалась к чудотворному образу Тихвинской иконы Божией Матери. Ведь, если хорошенько подумать, очень редко мы можем увидеть настоящий, подлинный чудотворный образ (не список), который вот просто так стоит в храме. Пусть под бронированным стеклом, пусть в специальном киоте. Но всё же…. Он стоит в храме, где каждодневно служится Литургия!

Удивительно.

Еще более удивительно отмечать тот факт, что Тихвинский образ Богородицы неразрывно связан с почившим Патриархом. Эта икона была, можно сказать, хранительницей так называемой Псковской духовной миссии, действующей в оккупированных районах юго-запада Ленинградской области, части Калининской, а также в Великолуцкой, Новгородской и Псковской областях. В годы Великой Отечественной войны одним из окормлявших свою паству на этой оккупированной территории был, как известно, и священник Михаил Ридигер, отец незабвенного Святейшего Патриарха. И, наверно, маленький Алеша Ридигер не раз видел этот образ, имел возможность приложиться к нему. И уже потом, будучи Патриархом Московским и всея Руси, он так много сделал для восстановления Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, чтобы Тихвинский образ Пресвятой Богородицы наконец-то, после долгих скитаний, вернулся в родную обитель.

И, наверное, не случайно в начале пути мы посетили именно эту обитель. У Бога случайностей не бывает….

 

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

… Есть предание, что еще при жизни Пресвятой Богородицы святые апостолы Петр и Иоанн Богослов, во время своих проповеднических трудов, посетили город Лидду. Там они многих обратили ко Христу и воздвигли храм во имя Пречистой Богоматери.

Устроив общество новых христиан в Лидде, апостолы вернулись в Иерусалим и умоляли Богоматерь придти в Лидду, посмотреть храм и благословить его. Дева Мария на это отвечала им:

- Идите с радостию: Я буду там с вами.

Апостолы вернулись в Лиддский храм и в нем, на одном из столпов его, увидели нерукотворное изображение Богоматери. Лик Ее и одежды были изображены совершенно сходно с действительностью. Так появился чудотворный образ Лиддской (Римской) иконы Божией Матери….

 

…. Незримым покровом укрыла нас Пречистая Матерь, преподав нам Своё благословение. «Идите с радостию: Я буду с вами…», - кажется теперь, с этими словами провожала Богородица нас, богомольцев, со своего крылечка-храма в путь-дорогу ко святыням Ладожской земли.

 

***

 

Следующая краткая остановка была у нас в Свято-Троицком Антониево-Дымском мужском монастыре. Там в двенадцатом веке подвизался святой преподобный Антоний Дымский.

Еще мальчиком ему запали в душу услышанные на Литургии евангельские слова: «Аще кто хо­щет по Мне ид­ти, да от­вер­жет­ся се­бе и воз­мет крест свой и по Мне гря­дет (Мф.16:24)». Размышляя о словах Спасителя, мальчик решил оставить мир и идти служить Богу. А вскоре он пришел в Спасо-Преображенский Хутынский монастырь, где вскоре принял постриг с именем Антоний. Постригал в монахи его сам преподобный Варлаам Хутынский. Молодой монах стал жить в со­вер­шен­ном по­слу­ша­нии сво­е­му стар­цу – пре­по­доб­но­му Вар­ла­а­му. С усер­ди­ем и сми­ре­ни­ем ис­пол­нял он все по­слу­ша­ния, ни­ко­гда не опус­кал ке­лей­ных пра­вил и не про­пус­кал цер­ков­ных служб. Свя­той Ан­то­ний пер­вый при­хо­дил в храм и по­след­ний ухо­дил из него.

После смерти преподобного Варлаама, Антоний становится сам игуменом Хутынского монастыря. Управ­ляя Ху­тын­ской оби­те­лью, пре­по­доб­ный Ан­то­ний во всем со­блю­дал устав, остав­лен­ный пре­по­доб­ным Вар­ла­а­мом. Он до­стро­ил и бла­го­леп­но укра­сил храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При­ме­ром сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­ни и крот­ким на­став­ле­ни­ем пре­по­доб­ный Ан­то­ний на­став­лял бра­тию в ино­че­ском де­ла­нии.

Но всеобщее почитание и любовь тяготила преподобного. Он долго и слезно молился, чтобы Господь указал ему пустынное место для своих молитвенных подвигов. В скором времени святой оставляет Хутынскую обитель и тайно поселяется на бе­ре­гу Дым­но­го (или Дым­ско­го) озе­ра, в 15 вер­стах от го­ро­да Тих­ви­на.

Пре­по­доб­ный об­рек се­бя на тя­же­лые по­дви­ги. Для боль­ше­го из­ну­ре­ния сво­ей пло­ти он по­сто­ян­но но­сил на го­ло­ве же­лез­ную шля­пу. Так через тер­пе­ние и те­лес­ные стра­да­ния пре­по­доб­ный Ан­то­ний очи­щал ду­шу для жиз­ни веч­ной. По­сте­пен­но во­круг него со­бра­лась бра­тия. И вскоре они по­ста­ви­ли цер­ковь во имя Ан­то­ния Ве­ли­ко­го с при­де­лом По­кро­ва Бо­го­ма­те­ри. Позже великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на учреждение Свято-Троицкого монастыря.

Пре­по­доб­ный Ан­то­ний про­жил в мо­на­сты­ре до кон­ца жиз­ни и с миром почил в своем монастыре. Он был по­гре­бен в со­здан­ной им церк­ви.

Мо­щи пре­по­доб­но­го Ан­то­ния были об­ре­те­ны нетлен­ны­ми через несколько лет после погребения и с того времени прославлены многими чудесами.

Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь

…. Антониево-Дымский монастырь, честно скажу, производит очень странное зрелище.

Когда ты входишь в обитель, такое чувство, будто ты попал в советский военный городок. Причем в военный городок конца 80-х – начала 90-х годов. Разруха…. Вечный, не прекращающийся ремонт. Ржавая крыша храма. Никаких красивых фресок в самом храме, иконостас – самый скромный, который можно себе представить.

Но не убранство делает храм храмом. Здесь место удивительно светлое и вдохновенное. Даже можно сказать – Боговдохновенное! Воистину «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». (Ин 3:8).

Обитель строиться и восстанавливается. Кругом – кирпичи и доски. И на каждом кирпичике написано чье-то имя. Это – своеобразная малая лепта в воссоздании обители. Я знала про эту старинную русскую традицию участия всего народа в строительстве храмов. Но я никогда не видела что называется живое воплощение этой традиции.

И пусть эти кирпичики пойдут на построение Небесной обители – места вечного пребывания души тех, кто написан на камнях сих.

 

***

В глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди язычников, вырос красивый и величественный монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, которому сужено было стать «Северной Лаврой» Русской земли, прославившейся своим духовным наставником – преподобным и Богоносным отцом нашим Александром Свирским.

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь

Жизнь святого Александра Свирского была удивительная. Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору - первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому.

А было это так. После нескольких десятилетий жизни преподобного в  пустыни большой свет явился в его хижине, и он увидел Трех Мужей, вошедших к нему. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною "паче солнца". Из уст Их святой услышал повеление: «Возлюбленный, якоже видиши в Триех Лицах Глаголющего с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы... Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти».

А в последние годы жизни преподобного Александра Бог сподобил его увидеть Пречистую Богородицу с Предвечным Младенцем, окруженную сонмом бесплотных сил небесных. Владычица утешила преподобного обещанием, что не оскудеет покров Ее над созданной обителью и после его преставления.

Что значили эти явления новозаветному святому - не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, и самого "новозаветного Авраама" — преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

Свято-Троицкий Преподобного Александра Свирского Мужской Монастырь

…. Что меня поразило в монастыре преподобного Александра Свирского, что было самое удивительное – обитель для каждого из нас открывалась по-разному. Кто-то отметил для себя необыкновенную красоту самого места монастыря, кто-то – чудесное пение хора. Но необыкновенная легкость пребывания в ней, само ощущение покоя, ни с чем несравнимое чувство свободы и особого благоволения Божиего на этом месте, я думаю, ощутили все, кто приехал вместе с нами в этот монастырь.

Там время начало течь не так, как в других местах. Но это не выразишь словами. Слова для таких ощущений – тяжелы, они не могут передать всё то, что мы чувствовали.

Но с уверенностью я могу сказать одно – Господь еще никогда не был так близко, и я никогда еще не ощущала его всей своей душой так сильно, как здесь, в это «Северной Лавре», обители преподобного Александра, игумена Свирского.

 

***

Мыслей много.

Как «уложить» их в слова, как «укомплектовать» эти слова в предложения?

Как передать их так, чтобы тебя поняли?

Не знаю….

Но…. Господи, благослови….

остров Валаам

Рано-рано утром мы прибыли на берег Ладожского озера, в маленький городок Сортавала, где нас уже ждал кораблик до Валаама.

С самого приезда на остров Валаам, с нами стали происходить чудеса. Именно чудеса. Наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря благословил провести исповедь прямо на кораблике, по пути в обитель. Наш кораблик был единственным, который приплыл на остров; после нас мятежная Ладога показала свой характер – начался шторм. Сразу по прибытию мы успели на Литургию, где смогли причаститься Святых Христовых Тайн.

Валаамский монастырь

Чудеса «преследовали» нас по пятам. Мы смогли в тот же день дойти пешком (!) по грязи (!) в дождь (!) до Никольского скита – самого близкого скита Валаамского монастыря, где приложились к частице мощей (которая, кстати, всегда находится в алтаре Никольского храма) и чудотворному образу святителя Николая. Никольский скит еще называют «Стражем Валаамского монастыря», потому что храм Николая чудотворца построен на пригорке и виден всем кораблям, приплывающим на Валаам.

Для меня самой поездка на Валаам стала откровением.

Я смогла побывать в настоящей (!) Карельской (!) тайге! Для меня уже одно это событие могло порадовать на всю оставшуюся жизнь, потому что Карелия мне виделась самым манящим уголком нашей Родины.

остров Валаам

Но Господь был щедр на подарки! Нам удалось побывать на знаменитой молочной ферме Валаамского монастыря, в Скиту в честь Коневской иконы Божией Матери, Гефсиманском и Воскресенском скитах. Можно сказать, что мы были на Елеоне, в Гефсимании, были в Кувуклии…. И буквально встретили Пасху Христову в конце июля, потому что испытать такую Пасхальную радость мы смогли бы только в само Светлое Христово Воскресение….

Валаамский монастырь

Могло ли это произойти в каком-то другом месте?

Наверное, только на Святой Земле.

Или…. На Валааме.

остров Валаам

 

***

 

А еще в эти дни открывался удивительный по своей красоте и своему значению фестиваль православного пения «Просветитель», приуроченный к 1000-летию преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси.

Проведение такого фестиваля именно в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре не случайно. Само это место, как известно, было освящено светом Православной веры еще святым апостолом Андреем Первозванным. Сам Валаам называю «Северным Афоном». Хоровое пение братии Валаамского монастыря, похожее на колокольный перезвон Русского северного края, признано одним из самых лучших в мире, если не сказать эталоном мужского хорового пения.

Да и сам фестиваль получился уникальным. Программа фестиваля включала просветительские концерты, посвященные жизни и деяниям святого Владимира, его прославлению в русском церковно-певческом наследии, в духовной концертной музыке XIX – XXI вв., а также, что самое ценное, в русском народном фольклоре. Звучали не только православные молитвы, но и светские духовные песнопения, а также былины, легенды под аккомпанемент настоящих гуслей. Фестиваль «Просветитель» объединил богатейшие певческие традиции православного пения Греции, Сербии, Грузии, Украины, Беларуси и России.

 

Но для меня самым ценным оказалось знакомство с моей любимой сербской православной певицей Дивной Любоевич и хором «Мелоди».

…. Я очень люблю Сербию и сербский язык. Наряду с русским, церковно-славянским и греческим, сербский язык мне кажется самым певучим, полным самого глубокого смысла. В общем, самым-самым….

Дивна Любоевич и хор «Мелоди»

И, по Промыслу Божиему, моё знакомство с православным профессиональным церковным пением началось с…  «Κύριε ελέησον», исполненным в каком-то православном документальном фильме сербским хором «Мелоди» и Дивной Любоевич. Голос Дивны для меня стал эталоном женского исполнения духовных песнопений, а сам хор - символом настоящей духовной музыки. Честно скажу, до сих пор эти голоса заставляют моё сердце биться чаще, а по коже начинают бегать мурашки, когда я слышу их исполнение.

А каково было моё счастье, когда я увидела Дивну и услышала ее голос ВЖИВУЮ!

Богослужебное пение называют звучащей иконой, оно, как и икона, раскрывает суть православия. Наши древние церковные песнопения как драгоценные камни на царственном венце Церкви: сияя всей полнотой своего великолепия в литургической оправе они приумножают богатство и красоту церковных богослужений. Церковное пение, одноголосное или многоголосное, хоровое, должно быть благоговейным и молитвенно настраивающим.

Православные песнопения в исполнении Дивны Любоевич и хора «Мелоди» создают образ Православия. В их пении звучит восторг и полет души, они как бы отрешаются от страстей и обыденных чувств.

В православной традиции такое явление называется «ангельским пением». И действительно хор «Мелоди», и саму Дивну Любоевич можно с уверенностью назвать «ангелами» Православной сербской, и не только, духовной музыки.

 

***

…. Когда-то давным-давно, маленький Алеша Ридигер, вместе с родителями побывал на Валааме. Из Таллина переплывали они в Хельсинки, оттуда на поезде ехали в Виппури, как тогда назывался Выборг, далее на автобусе до Сортавалы, а там садились на монастырский пароход и плыли по Ладожскому озеру.

Остров Валаам. Святейший Патриарх Алексий II в Спасо-Преображенском монастыре

- Помню, что за штурвалом всегда стоял валаамский монах в чёрном облачении, - вспоминал Патриарх впоследствии в одном из интервью, - Помню, и как уверенно он вёл наше судно по порою не очень ласковым волнам. Дорога непростая, но никто из нас почему-то не уставал. Когда сходили на берег, то чувства, охватывавшие нас, лишали на какое-то время дара речи. Древняя обитель с её ещё не разрушенными тогда традициями монастырской жизни. Сама архитектура монастыря и скитов. Намоленность храмов. Неброская, потрясающей глубины природа северного края. Всё это произвело на меня, девяти - и десятилетнего мальчика, неизгладимое до сего дня впечатление. Запомнились встречи с духоносными старцами и насельниками обители, их открытость, доступность для каждого паломника, какая-то особая чуткость. Во многом посещения Валаамского монастыря и определили мой дальнейший жизненный путь….

остров Валаам

…. Я теперь понимаю, почему так любил Патриарх Алексий Валаам....

Там Бог - близко... ближе - только на Афоне и на Соловках.... Ты ощущаешь Его присутствие… нет, не кожей… душой. Сердцем.

Там молитва - не наказание... а необходимость… потребность... для того, чтобы ответить, наконец ответить, Господу на Его вечный, терпеливый стук в твое сердце.

А еще я поняла, что до Валаама надо дорасти.

Надо пройти тысячи тысяч шагов к Богу, чтобы принять и понять Валаам.

Надо, как в той сказке, изглодать «семь хлебов железных», износить «семь пар башмаков чугунных», чтобы хоть как-то доползти до святости этого места.

Но… тем дивен Бог… что сподобил не просто ступить на землю Валаамскую….

Он позволил прожить пусть малое время на этой благословенной земле.

 

***

остров Валаам

«У Бога одни день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день», - когда-то написал апостол Петр в одном из своих соборных посланий к пастве Христовой еще при своей жизни.

Апостолы были к Господу ближе всех на нашей грешной земле (ближе была только Богородица, потому что была Матерью Превечного).

Они провели с Ним три с небольшим года. Три с небольшим…. самых наполненных и насыщенных событиями … самых главных года в их жизни.

Но три года… Что такое три года для Вечности. Даже по человеческим меркам три года – это слишком мало.

А Господь сумел вместить слишком много в эти три года. Очень много.

Так много, что умом человеческим не вместить….

Валаамский монастырь

Побывав в паломничестве на Валаам, я поняла, как это - «У Бога одни день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день».

Этого нельзя объяснить. Это даже в голову не уложить.

В это надо поверить. И принять….

Как верят и принимают всё дети….

Ведь «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него… ибо таковых есть Царствие Небесное». (Мк 10:13, Мф 19:14).

 

От лица всех паломников - огромная благодарность отцу Алексию (Червякову), Дервеневу Владимиру Алексеевичу, руководителю  фонда "Ист Вест Бридж" и Галине Михайловне Ивашкиной, без которых поездка просто-бы не состоялась.

Елена Рыбакова.

 

 

 

 

Обновлено 09.08.2015 01:09